IV. Творческий уровень

1. Обоснуйте Ваши предложения, связанные с различными вариантами решения предложенной психолого-педагогической проблемы.

Нина (3 года 3 месяца) пятый день в детском саду. Войдя группу, девочка облюбовала себе куклу, села на ковер, нежнс взяла ее на руки. Смотрит кукле в глаза, мило улыбается затем принимается переодевать ее, с трудом натягивает на ножки куклы тапочки, приглаживает косички. В это время подходит Зина, начинает отбирать игрушку. Нина возмущается: — Я сама хочу! Я ее еще не одела! Зина вырывает куклу. Вмешивается воспитатель: - Отдай, Ниночка, куклу! Ведь ты ее уже подержала! Нина — послушная девочка, поэтому кивает и молча отходит Воспитательница довольна и по этому поводу записывает дневнике, что дети научились уступать друг другу. В это вре­мя Нина, улучив момент, когда взрослого нет рядом, громкс обращается к Зине:

- Какая ты плохая, противная! — и демонстративно отвора­чивается от нее. Потом подходит к воспитательнице и спра­шивает:

- А когда моя мама придет?

1 2. Обоснуйте Ваши предложения, связанные с различными вариантами решения предложенной психолого-педагогиче­ской проблемы.

В средней группе, куда привели Сашу, был достаточно органи­зованный, дружный детский коллектив, с хорошей традици­ей: справедливо распределять роли в игре, следить, чтобы всем по очереди доставались главные.

С первых дней пребывания в группе Саша проявил актив­ность, богатую фантазию, инициативу. Он любил мастерить игрушки, строить, проявлял большой интерес к коллектив­ным играм, при этом у него проявлялось выраженное стрем­ление быть смелым, сильным.

Вместе с тем он мог ударить не подчинившегося в игре това­рища, грубо подавить инициативу сразу нескольких ребят. Были случаи, когда он выполнял в игре не одну роль, а не­сколько: он и капитан корабля, и радист (ему эта роль осо­бенно нравилась). Роли в игре он всегда стремился распреде­лять сам, приводя такие аргументы: «Я так хочу!», «Они ни­чего без меня не умеют!»

8. Обоснуйте Ваши предложения, связанные с различными вариантами решения предложенной психолого-педагогиче­ской проблемы.

Придя из детского сада, Вадик (6 лет) сказал: «Мама, нам дали задание сочинить сказку про любое дерево, снежинку

или тучку».

Перед сном, уже в постели, мальчик придумал сказку: «Жила-была тучка. В ней было много капелек, но одна, самая боль­шая, не удержалась и оторвалась от тучки. По пути на землю тяжелая капелька превратилась в легкую, красивую снежин­ку. Она кружилась, кружилась в воздухе, не зная, куда сесть. Увидела собачку, которая сидела на дорожке. Та вскочила и побежала, а снежинка снова поднялась вверх. Потом снежин­ка села на рукавичку мальчика. Он долго любовался нежны-

ми, красивыми иголочками, а потом дунул — и снежинка снова превратилась в капельку». Довольный собой, Вадик быстро уснул.

Вечером следующего дня мама спросила: «Ну, как, понравилась Ольге Сергеевне твоя сказка?» Понурив голову, сын ответил: «Она сказала, что это не сказка: так и в жизни бывает Кругомворот называется».

Психологическое просвещение родителей

При первом знакомстве с родителями детей, посещающий ДОУ, психолог знакомит взрослых со своими функциями и рас сказывает о приоритетных сферах своей деятельности. Особенный акцент делается на том, что психолог, в первую очередь, выступает как координатор взаимодействий семьи и детского сада, основной задачей которого является охрана прав ребенка и создание оптимальных условий для развития личности детей] их гармоничного воспитания и обучения. В связи с этим, он может познакомить родителей с основными принципами определяющими успешность воспитания детей дошкольного возраста1, которые были приняты в Международный год ребенка:

• Люби своего ребенка!

То есть радуйся его присутствию, принимай его таким, каков он есть, не оскорбляй и не унижай его, не подрывай его] уверенности в себе, не подвергай его несправедливому наказанию и не отказывай ему в твоем доверии — дай ему повод любить тебя. Для ребенка главными признаками того, что его любят, является «особое время вместе с мамой и папой», интрес родителей к его деятельности, их поощряющие улыбки и слова о том, что «они его любят», тактильный (прикосновение объятия) и зрительный контакт (глаза — глаза) со взрослым.

1 Кэрпару Э., Кэрпару Г. Мать и дитя. М.: Медицинское издательстве (перевод с румынского), 1987.

• Будь добрым примером для своего ребенка!

Привей ему уважение к культуре своего народа, традиционным ценностям. Ребенку необходим такой домашний очаг, где семья дружна, где уважают и любят стариков, где поддержива­ют тесные и искренние связи со всеми родственниками и дружными, где готовы мириться с недостатками другого человека и помогать в их исправлении.

Ребенок должен жить в такой семье, где придерживаются Идеалов любви, веры и надежды, ответственности за свое пове­дение, тогда у него будет формироваться чувство гордости за Свою семью и стремление быть похожим на родителей.

Играй со своим ребенком!

То есть уделяй своему ребенку необходимое время, разговаривай с ним, играй с ним так, как ему нравится. Принимай его игры 1 |серьез, войди через них в картину Его мира и взгляни на других и себя Его глазами. Используй принцип сотворчества взрослого и ребенка, применяя приемы прогнозирования и обсуждения воз­можных последствий поведения ребенка, предвосхищение и про­игрывание в игре реальных событий, их моделирование. Действия М игровом образе помогут ребенку быстрее определиться и обрес­ти себя в сложном мире человеческих взаимоотношений.

• Трудись со своим ребенком!

Разреши своему ребенку принять участие в твоей работе (в доме, в саду или огороде). Помоги ему усвоить алгоритм трудового действия. Используй принцип оценки того, что сделано успешно ребенком, а не того, что ребенок не смог или не успел сделать. Создавай ситуации возможности выбора цели: «Как ты хочешь и почему? Ты можешь...» Когда ребенок подрастет, приучай его участвовать во всех работах по хозяйству дома и в группе детского сада, научи его нести ответственность за невыполнение своих обязанностей.

• Позволь ребенку приобретать жизненный опыт, пусть даже
не безболезненно, но самостоятельно!

Ребенок признает только такой опыт, который он пережил лично. Твоя собственная опытность нередко оказывается лишенной ценности для твоего ребенка. Дай ему возможность накопить собственный опыт, даже если это связано с извест­ным риском. Используй метод эмоционального предвосхище­ния последствий ситуации, его проигрывания в игре. Чрезмер­но оберегаемый ребенок, «застрахованный» от любой опасности, нередко «выпадает» из жизни своих сверстников и становится объектом их насмешек или жалости.

• Покажи ребенку возможности и пределы человеческой свободы!

Родители должны раскрыть перед ребенком замечательные возможности развития и утверждения человеческой личности. Создавай ситуации борьбы мотивов: «Как ты хочешь поступить? А почему ты так хочешь? А как можно поступить по-другому? А как лучше? А как бы поступил другой мальчик (девочка)? А как бы поступила я? А почему бы я так поступила?» Вместе с тем ему нужно показать, что любой человек должен признавать и соблюдать известные нормы поведения в семье, в коллективе и вообще в обществе. Поэтому родители обязаны следить за пове­дением ребенка и направлять его таким образом, чтобы его по­ступки не причиняли ущерба ни ему самому, ни другим. При этом следует помнить, что методы наказания воспитывают хуже, чем методы поощрения и стимулирования, однако, в случае не­обходимости, следует воспитывать уважение к правилам посред­ством и наказания, но без злости и раздражения взрослого.

• Жди от ребенка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии с возрастом и собственным опытом!

Ребенку требуется длительное время, пока он научится ори­ентироваться в этом столь сложном мире. Помогай ему, как можешь, и требуй от него собственного мнения или самостоя­тельного вывода только в том случае, когда он способен на это в соответствии с накопленным опытом и ступенью своего раз­вития. Используй метод логических последствий, помогая ре­бенку соотнести причину и следствие своих поступков и жиз­ненных обстоятельств.

• Предоставляй ребенку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний!

Ребенок «питается», так же как и взрослый, переживания­ми, которые дают ему возможность ознакомиться с жизнью дру­гих людей и с окружающим миром. В первую очередь, на пере­вод переживаний в ранг ценных воспоминаний оказывают сов­местные семейные традиции.

За рубежом, для того чтобы родители лучше усвоили дан­ные принципы воспитания детей в семье, на информацион­ных стендах психологом часто вывешивается стихотворение К. Джибран «Предсказание».

Ваши дети — это не Ваши дети:

Они сыновья и дочери самой жизни.

Они пришли" посредством Вас, но не от Вас.

И хотя они с Вами, принадлежат они не Вам.

Вы можете дать им свою любовь, но не Ваши мысли.

Вы можете дать кров их телам, но не их душам,

Потому что их души живут в завтрашнем доме,

Который Вы не можете посетить даже в Ваших мечтах.

Вы можете стремиться быть такими, как они,

Но не стремитесь сделать их такими, как Вы,

Потому что жизнь не движется назад

И не задерживается во вчерашнем дне.

Естественно, эффективность работы психолога по психоло­гическому просвещению не может быть достигнута только бла­годаря тому, что взрослые перепишут данное стихотворение и используют как руководство к воспитанию и обучению своих сыновей и дочерей.

При организации работы психолога по психологическому просвещению родителей ее эффективность напрямую зависят от уровня их педагогической культуры, поскольку разный уровень развития педагогического сознания родителей по-раз­ному определяет цели, принципы, содержание, методы, средства, формы, а также условия осуществления педагогической дея­тельности. Как правило, над психологической составляющей педагогической культуры родителей никто из сотрудников ДОУ

не работает. Это — действительно та область, которая являет­ся прерогативой педагога-психолога как в детском саду общеразвивающего, так и комбинированного и компенсирующего видов.

Педагогическая культура является существенной частью общечеловеческой культуры, в которой запечатлелись духовные и материальные ценности, а также — способы творческой педагогической деятельности людей, необходимые человечеству) для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления, становления) личности.

В исследовании педагогической культуры родителей обыч­но выделяют три аспекта: аксиологический, технологический и личностно-творческий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: