I. Ощущение
Ощущение — психический познавательный процесс отражения отдельных сторон объектов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Имеет следующие характеристики:
• пространственная локализация;
• длительность;
• интенсивность;
• эмоциональный тон;
• скорость ощущения;
• устойчивость уровня чувствительности;
1 Оценка разработана В. Д. Шадриковым.
• точность ощущения;
• дифференцированность (тонкость).
Развитие ощущений ребенка раннего возраста связано с развитием его чувствительности. На протяжении дошкольного возраста повышается острота зрения, тонкость и легкость ', различения музыкальных тонов и звуков речи, точность дифференцировки цветов и степень мышечного напряжения.
Развитие ощущений дошкольника происходит при систематическом воздействии на него окружающих. В общении с воспитателями и родителями дети приобретают умение классифицировать свои ощущения по качеству и силе, сравнивать их.
Абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слуха и зрения у детей с отклонениями в развитии могут находиться в пределах, характерных для нормально развивающихся детей. При этом уже на уровне ощущений отмечается снижение скорости приема и переработки сенсорной информации. Объем информации, которая может быть воспринята ими в единицу времени, меньше аналогичного показателя у нормально развивающихся детей, а для переработки того же объема информации требуется большее время. Например, для детей с тяжелыми формами общего недоразвития речи требуется 30-35 повторений словесного обозначения предмета, его признака или действия, прежде чем ребенок его запомнит.
|
|
Важно отметить, что эта закономерность распространяется и на информацию, которая поступает не только по нарушенному каналу восприятия, но и через другие анализаторы. Например, такая особенность отмечается у глухих детей — нарушение слуха снижает полноту зрительных ощущений, затрудняет развитие кинестетической чувствительности, и особенно кинестезии речевых органов.
II. Восприятие
Восприятие — психический познавательный процесс, состоящий в отражении объектов действительности в совокупности их сторон при непосредственном воздействии на орган чувств. Имеет следующие характеристики:
• предметность;
• константность;
• осмысленность;
• обобщенность;
• избирательность;
• точность;
• полнота;
• быстрота;
• эмоциональная окрашенность;
• объем.
На протяжении дошкольного возраста развитие восприятия детей идет по двум направлениям: развитие системы перцептивных, или ориентированных, действий и усвоение сенсорных эталонов. По мере установления взаимосвязи развития восприятия с речью и мышлением возрастает его целенаправленность, планомерность, управляемость и осознанность.
|
|
Особенностями детей с нарушениями в развитии выступает замедленность и сукцессивность процесса восприятия предметов, их признаков и событий окружающего мира. В некоторых случаях, когда срабатывают механизмы компенсации, по результативности некоторых видов переноса, например, зрительно-осязательного у слабовидящих детей, их данные превышают соответствующие возрастные нормативы, но при этом все же уступают им по времени.
У большинства детей, тем более у детей с сенсорными нарушениями, отмечается фрагментарность и неустойчивость воспринятого образа. Одной из причин, которая влияет на это, является недостаточная устойчивость и трудности распределения внимания при восприятии характерных признаков объекта. Недифференцированность восприятия придает ему излишнюю глобальность, не позволяя вычленить в исследуемом объекте составляющие его части, лишая образ присущей ему специфичности. Особенно выраженными являются нарушения в процессе формирования пространственно-временных представлений.
Еще более выраженные качественные различия обнаруживаются при усложнении процесса восприятия объектов (маскировка, ограничение времени, посторонние слуховые и зрительные раздражители и т.д.)
V. Мышление
,
Мышление — психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств, связей и отношений между объектами и явлениями. Имеет следующие характеристики:
• гибкость;
• темп;
• быстрота;
• самостоятельность;
• экономичность;
• широта;
• глубина;
• последовательность;
• критичность.
Особенностью развития мышления в дошкольном детстве является то, что оно возникает и функционирует в предметной деятельности. При этом ориентация на способ орудийных и соотносящихся действий со взрослым выступает как прообраз интеллекта, на смысл совместных действий - как прообраз аффекта ребенка. Включение речи в процесс решения проблемных задач придает целенаправленность и обобщенность практическим действиям дошкольника. Появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения. Возникают попытки объяснить явление и процессы, экспериментирование — как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, познать свои возможности.
Наглядно-действенное мышление в набольшей степени страдает у умственно отсталых дошкольников. Они не осознают проблемности ситуации. Легче выделяются яркие, бросающиеся в глаза признаки, чем существенные и функциональные. Дети не используют вспомогательные средства для решения задачи, не отбрасывают ошибочные варианты, повторяя непродуктивные действия. У других категорий дошкольников с отклонениями в развитии мышление может характеризоваться склонностью к привычным, стереотипным способам решения наглядно-действенных задач без учета изменившихся условий, а также затруднениями при необходимости учитывать конверсивные (обратимые) отношения меду объектами. Например, такой особенностью обладают глухие дети.
В большей степени в дошкольном возрасте отмечаются проблемы в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления. Отмечается дефицитарность образов-представлений, неполное привлечение и применение наглядно-образных средств решения задачи. Во многом это зависит от недостаточности развития у детей внутренней речи как средства мышления.
При овладении речевым мышлением медленно формируется обратимость связей между предметами, признаками, действиями и их словесными обозначениями. Анализ и синтез действия по аналогии страдают в первую очередь. При сравнении предметов по представлению трудности увеличиваются. Особенно это заметно у дошкольников с общим недоразвитием речи, нарушениями слуха и интеллекта. Однако первых и вторых отличает более высокий уровень выполнения невербальных заданий, в отличие от умственно отсталых детей.
|
|
У детей позднее, чем у их сверстников, формируются обобщения и понятийный подход к решению задач. Трудности возникают и при овладении логическими связями и причинно-следственными отношениями между явлениями, событиями, поступками людей. Нередко смешивается причина с действием, целью, с сопутствующими или предшествующими явлениями, событиями, часто происходит отождествление причинно-следственных и пространственно-временных связей.
Все это влияет на сужение возможностей для развития! деятельности экспериментирования у детей еще на этапе дошкольного детства. Недостаточность восприятия и опыта предметно-практической деятельности, наглядного и логического мышления отрицательно сказывается на умении детей формулировать гипотезы, строить суждения и умозаключения. У детей с общим недоразвитием речи это осложняется трудностями в программировании высказывания. Упреждающий, текущий и итоговый контроль за своими действиями нарушается.
VI. Воображение
Воображение — это психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий, представлений и понятий, полученных в предшествующем опыте. Имеет следующие характеристики:
• новизна;
• оригинальность;
• осмысленность;
• тип и широта оперирования образом.
Особенностью развития воображения в дошкольном возрасте является то, что первоначально оно функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними, когда в игре возникает воображаемая ситуация и замещение предметов. Постепенно воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование, освоение средств и приемов создания новых образов.
|
|
У детей с отклонениями в развитии отмечается шаблонность и стереотипность образов воображения, которая выражается в неумении действовать самостоятельно, без образца взрослого, в бедности и стереотипности, схематичности продуцируемых образов, малой вариативности тактики их создания. В некоторых случаях отмечается вербализм развертывания процесса детского воображения: детям легче рассказать то, что они придумали, чем реализовать идею в практической деятельности. Например, это характерно для дошкольников с нарушениями зрения.
На основании полученных данных психолог судит о том, насколько уровень развития ребенка приближается, отстает или опережает нормативы возрастного развития.
Приведем пример.
Психолого-педагогическая характеристика на Машу М.1 (6 лет 1 мес.)