Детям предлагается 10 больших карт, на которых изображены различные жизненные ситуации. К каждой из карт прилагается по 4 маленьких карточки, на 2 из которых представлены модели желательного, на 2 — нежелательного поведении персонажей в данной ситуации. Детей просят рассказать, в каких случаях ребята, изображенные на картинках, поступили «хорошо», а в каких — «плохо», а затем — соотнести поведение детей с их чертами характера.
Физкультурная минутка
Разыгрывание проблемной ситуации
I
Сейчас я расскажу вам одну историю, а вы представьте себя! на месте этого мальчика.
Так будет справедливо
Мама ушла в магазин. Как только за нею закрылась дверь, братья начали баловаться: они стали бегать вокруг стола, бороться, кидать в| друг друга диванные подушки. Вдруг щелкун замок — это вернулась! мама. Старший брат быстро сел на диван, а младший не заметил маминого прихода и запустил подушкой в люстру. Люстра закачалась, • ней что-то хрустнуло, и она упала. Мама рассердилась и поставила! виновника в угол. Старший брат подумал, молча поднялся и тоже встал рядом с ним.
|
|
— Как бы вы поступили и почему?
— Давайте разыграем самое интересное продолжение истории.
Созданию нужного, «делового» настроя на серьезную способствуют следующие вопросы взрослого-режиссера:
—Кем ты будешь в этой истории?
—Что ты будешь делать?
—Что тебе мешает в этом? Что может помочь сделать это?
—Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем он меч
тает?
—Что он хочет сказать?
—Кто из детей группы тебе может помочь? Как?
•
Оценка
— Молодцы! У вас хорошо получилось, как у настоящих
артистов!
Взрослый может задать вопросы, помогающие налаживанию «обратной связи» между ним и ребенком, между сверстниками:
— Какие чувства ты испытывал во время того, как играл
роль...?
— Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему?
—- Кто тебе больше всего помог в игре? Как ты думаешь, что
он чувствовал? О чем думал?
Вы помогали друг другу, поэтому проявили все ваши положительные черты характера, а занятие получилось таким интересным. Спасибо!
В следующий раз на занятии можно создать ситуацию борьбы мотивов, когда ребенок вынужден будет оценить свое поведение со стороны положительного и отрицательного персонажа. Например: «Почему ты так хочешь поступить? А как можно поступить по-другому? А как лучше? А как бы поступил по-другому Мальчик с пальчик? А злой Великан? А ты как поступишь: как Мальчик с пальчик или как Великан?» В этом случае выбор будет являться реальным свидетельством существования «внутренней позиции личности»1 как центрального психологического новообразования ребенка дошкольного возраста.
|
|
«Внутренняя позиции личности» дошкольника лежит в основе формирования взрослого самосознания. Она формируется только тогда, когда ребенок учится выражать и осознавать
1 Термин Л. И. Божович.
собственные эмоции и чувства, как негативные, так и позитивные, моделировать свои отношения с другими людьми, выстраивать механизмы психологической защиты и постигать границы собственных возможностей, своей способности противос1 ять силам зла и разрушения, нести за это ответственность и выбирать сторону добра и человечности.
Социальные мотивы, которые формируются на данном этапе у детей, связаны со стремлением сделать нечто полезное для других. Это возможно через вовлечение детей в совместную продуктивную творческую и трудовую деятельность.
Условиями реализации деятельности детей должны быть либо общие средства деятельности, либо постановка общей цели. Можно использовать такие игры, как:
• «Новоселье»;
• «Макет комнаты» (один видел макет, должен рассказать
партнеру о нем так, чтобы тот сумел воспроизвести расположение мебели);
• «Архитекторы» (нужно всем вместе построить гараж для
всех машин, улицу и расселить на ней всех «детей» и их
«семьи»);
• «Сборщики» (дети собирают разбросанные по полу игрушки, взявшись за руки);
• «Однорукие» (выполнение поручений в парах);
• «Мозаика в парах» (конкурс);
• «Лепим сказку» (выставка);
• «Сочиняем сказку (историю)» (по слову, предложению
т. д.).
Чтобы дети могли задуматься над значимостью выражения своего отрицательного отношения к происходящему злу, можно организовывать «коллективные акции». Например, организовать своеобразную «переписку» ребенка или группы детей персонажами сказки — нарисовать картинки с продолжением сказки, комментариями и «советами» ребят. Желательно, если рисование будет носить коллективный характер. При этом каждый из детей внесет свой «вклад» в выражение коллективного мнения.
Если у детей на первый план выступают трудности, связанные с сенсомоторикой, то подгрупповые занятия могут строитъся, опираясь на «Комплексную нейропсихологическую коррекцию сенсомоторных процессов в детском возрасте» А. В. Семенович.
Выделяются 3 этапа работы.
1 этап (уровень нейропсихологической коррекции) — уровень ощущений, активации и оптимизации мышечного тонуса, управления своим телом с точки зрения обеспечения основ для организации двигательного акта.
Работа на данном уровне направлена на коррекцию основного дефекта и уравновешивание корково-подкорковых взаимодействий головного мозга.
Если психолог применяет при разработке программы работы с группой не одну, а несколько известных авторских коррекционно-развивающих программ, то он строит занятия, опираясь на требования к сочетаемости программ, предложенные Министерством образования РФ.
В первую очередь, при этом учитывается:
• сочетаемость целей;
• единство принципов и концепций программ;
• гармоничное сочетание федерального и регионального компонентов программ;
• учет принципа непрерывности в содержании программ, но
отсутствие дублирования в их содержании;
• единые критерии оценки результатов реализации программ.
Так, разработки А. В. Семенович могут сочетаться с программами по формированию навыков эффективной коммуникации у детей с ЗПР. Приведем пример занятия по такой интегрированной программе.
Конспект занятия для детей средней группы1
(дети второго года обучения, с диагнозами: ЗПР, ОНР)
Тема: «Спасение лисенка Лоренса» Цели и задачи:
• коррекция локальных мышечных зажимов;
• развитие координации движений рук и ног;
• формирование у детей чувства коллективизма;
|
|
• развитие сочувствия к другим.
• знакомство с профессией «спасатель»;
• развитие элементов логического мышления и основ безопасности жизнедеятельности.
Оборудование: ковер для упражнений лежа на спине, лис мама, лисенок Лоренс, веревка, лопатка, ведро и др.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступление
Дети стоят полукругом.
Психолог: «Ребята, в лес ушел лисенок Лоренс и не вернулся, его мама очень переживает и попросила нас найти его. будем его спасать. Как называют тех людей, которые всех спасают?»
Дети: «Спасатели».
Психолог: «Правильно. Сегодня мы с вами тоже будем спасателями».
Упражнение стоя
Психолог: «Сначала нам с вами нужно надеть спасательные костюмы».
Дети имитируют надевание костюма.
Психолог: «А теперь давайте проверим, всем ли по размер} костюм»:
• захватывается мышца плеча противоположной рукой и требуется медленно, но сильно потянуть ее вперед «на себя»;
1 Выполнила: студентка V курса отделения дошкольной дефектологии МПГУ Белянина Ю.
· вращение рук в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах вперед, назад (сначала в одну сторону, затем в разные).
Психолог: «Но как же мы поедем спасать лисенка Лоренса?! Ведь у нашей машины колеса совсем отвалились».
Упражнение «вращение колеса» — «прикручивание колеса».
Психолог: «Да и лодка совсем развалилась».
Упражнение «забивание гвоздя» — «ремонт лодки».
Затем оба упражнения выполняются попеременно: «прикручивание колеса» и «ремонт лодки».
Психолог: «Надо же, какие мы молодцы! Теперь мы можем садиться в 'наш транспорт и ехать, и плыть на спасение Лоренса».
Дети делятся на 2 команды:
• 1 команда «гребет на лодке»;
• 2 команда «едет на машине» («шофера» выбирают дети).
Затем команды меняются.
Упражнение лежа
Психолог: «Мы долго ехали и немного устали, нам надо отдохнуть». Выполняются упражнения:
• колени приведены к груди с обхватом их руками, «качание» на спине по полу;
• из положения «вытянуться в струнку» перекатывать туловище то направо, то налево, «как бревнышко»;
• перевод вытянутых рук в противоположную ногам сторону (и наоборот);
|
|
• «перетягивание» рук и ног «по диагонали»,
• диафрагмальное дыхание.