Предварительную прокладку перехода рекомендуется выполнять, руководствуясь изложенными ниже правилами.
Исполнение предварительной прокладки ведется на кальке или ксерокопии карты цветными карандашами, на навигационных картах и планах — простым карандашом.
Одновременно с предварительной прокладкой выполняется подготовка (подъем) путевых и частных навигационных карт и планов.
Линия пути судна (ПУ) наносится на ксерокопии карты красным цветом. Над линией ПУ указывается значение ПУ в градусах и скорость хода на данном участке V в узлах. Под под линией ПУ - длина участка пути S в милях (в скобках показывается нарастающим итогом расстояние от пункта отхода).
На линии пути наносят точки, соответствующие 00.00 ч каждых суток, и указывают дату. По линии курса показывают моменты восхода и захода Солнца черным цветом в виде поперечных линий с короткой штриховкой под углом 45° в сторону темноты. У этих линий ставят условный знак восхода или захода Солнца и время. Выбор времени производят по Морскому Альманаху Брауна (BROWN NAUTICAL ALMANAC) и заполняют таблицу 2.3.
Таблица 2.3 ― Расчет освещенности за переход
Дата
| Солнце
| Начало Навигацион- ных сумерек
| Конец Навигацион- ных сумерек
| Продолжи- тельность дня
| |
восход | заход | ||||
У линии пути проставляется коэффициент точности счисления,
ожидаемая наибольшая на данном участке пути РСКП определения места судна и дискретность обсерваций.
Математически величина РСКП счисления (МСt) описывается следующими формулами:
– при t £ 2 часа
– при t > 2 часа
Величина КС – коэффициент точности счисления.
Для расчетов можно принимать:
-для судов с относительными лагами K c = 0,7 – 1,8 мили/ час;
-для судов с абсолютными лагами Kc = 0,5 – 0,8 мили/ час.
-для судов с навигационными комплексами Kc = 0.03-0.25мили/ час.
- в соответствии с рекомендациями ИМО Kc = 0,3 мили/ час.
На основании многолетних наблюдений получены следующие приближенные значения Мс для нормальных условий плавания в зависимости от пройденного расстояния:
без ветра и течения Мс = 0,02S;
с учетом дрейфа Мс = 0,03S;
с учетом дрейфа и течения Мc = 0,03¸0,07S.
На свободном месте карты указывается № рейса, порт выхода и порт назначения, даты выхода и прибытия, время, по которому составлен план (№ часового пояса).
Пункты укрытия показываются окружностью красного цвета с вписанным в круг якорем того же цвета.
Границы территориальных вод ― штрихпунктирной линией; экономических и таможенных зон, районов действия специальных правил по охране окружающей среды ― штриховой линией.
Время и дата выхода из пункта отхода и прихода в пункт назначения (в числителе ― время, в знаменателе ― дата). Как правило, временем выхода считается момент прохода точки, от которой ведется счисление пути судна.
У точек поворотов (нумеруют последовательно от точки № 1 и обозначают в виде окружности с номером точки внутри нее) дробью показывается время прибытия в них (в числителе время, в знаменателе ― дата при ее изменении).
Последующие события между точками перехода могут быть представлены в виде предупреждающих точек и других специфических точек, таких, например, как точка начала перекладки руля, точка места положения судна в момент планируемой обсервации и т.д.
Предупреждающие точки обозначают кружками и нумеруют цифрами после номера поворотной точки в порядке планируемых событий перехода.
Дугами окружностей желтого цвета показываются дальности видимости маяков и навигационных знаков для высоты глаза с ходового мостика.
Форма плана перехода в прибрежном плавании указана в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – План перехода (Маршрутный лист)
Путевая точка (WP) | Широта Долгота | ПУ (град.) | Скорость (узл.) | S до WP (мили) | S общее (мили) |
При оформлении ксерокопии карты необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
1) в верхней части карты пишут название темы КП «ГРАФИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРЕХОДА СУДНА В ПРИБРЕЖНОМ ПЛАВАНИИ ПО МАРШРУТУ…» (из задания на КП - место отхода, место назначения, дату и время отхода. Высота букв чертежного шрифта -20мм.;
2) при «подъеме» карты записывают значение магнитного склонения на год плавания, цветным карандашом (коричн.) выделяют приметные мысы, обрывистые участки побережья, синим светом выделяют опасные изобаты (10-20м.);
3) средства навигационного оборудования, используемые для планируемых обсерваций подписывают чертежным шрифтом -5мм.;
В заглавной части пишут название судна, место отхода, место назначения, номер рейса, дату предполагаемого отхода.
4) от точек планируемых обсерваций проводят линии положения и указывают гол их пересечения, записывают у точек планируемых обсерваций значение рассчитанного РСКП для пяти способов определения места судна (по пеленгу до одного и дистанции до другого ориентира, по двум пеленгам, по трем пеленгам, по двум расстояниям,
по пеленгу и дистанции на один ориентир).
5) все надписи выполняют чертежным шрифтом -5мм., ручкой черного цвета.