Деятельность имеет целенаправленный характер. Постановка цели деятельности активизирует стремление человека добиться желаемого результата. Цель — это мысленная модель будущего результата, к которому стремится субъект в ходе своей деятельности.
Цель может быть сформулирована в устной или письменной форме, выражаться графически, содержаться в сознании человека, но главное, чтобы человек четко представлял себе, чего он хочет добиться. В то же время, цель должна быть реальной. Можно поставить цель изобрести вечный двигатель, слетать на луну, найти клад, стать президентом и т.д., но такие желания могут не совпадать с реальными условиями окружающего мира и возможностями самого человека.
Несомненно, желание добиться чего-либо имеет огромное значение для достижения цели деятельности. Однако часто бывает, что одного желания оказывается недостаточно. Успех в достижении цели во многом зависит от средств.
Средствами могут быть орудия труда, материалы, знания, опыт, конкретные действия человека на пути к поставленной цели. Причем средства должны соответствовать и цели, и объекту деятельности. Мы не сможем вырыть яму руками. Но если иногда для этого достаточно лопаты, то для рытья котлована надо использовать экскаватор. Можно идти несколько часов до места назначения пешком, а можно за несколько минут доехать на машине.
|
|
Важную роль в осуществлении деятельности играет ее мотивация, т.е. то, что побуждает человека действовать. Мотивом называют осознанное побуждение, которым руководствуется субъект при совершении того или иного действия.
Ученые разделяют акты деятельности на:
· Дозволенно-должные акты - наделяют человека определенными правами и обязанностями (я должен что-то сделать. т.к этого требует закон, мои должностные обязанности)
· Рекомендуемые акты – акты деятельности, совершаемые добровольно (я могу дать кому-то в долг определенную сумму денег, а могу отказать)
· Запрещаемые акты – идут вразрез с представлениями о дозволенно-должных актах и нарушают их (преступления и т.п.).
Человеческая деятельность основана на предварительном осмыслении всех ее этапов. В связи с этим выделяют такую разновидность деятельности, как мыслительную.
Субъектом деятельности, т.е. тем, кто ее осуществляет, являются человек, группа людей, государственная или общественная организация. Субъект деятельности воздействует на объект, в качестве которого могут выступать различные предметы как естественного, так и искусственного происхождения, растения и животные, отношения между людьми. Во многих сферах деятельности человек не может совершать действий без применения орудий.
|
|
Субъект, объект и орудие деятельности представляют в совокупности ее структуру. Деятельность не может быть полноценной без какого-либо элемента ее структуры. Отсутствие объекта делает любое проявление активности бесцельным. В большинстве случаев нельзя добиться ожидаемого результата «голыми руками» — необходимо использовать те или иные орудия. А без субъекта деятельность вообще невозможна.
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык, так или иначе, соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям.
Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов. Процесс мышления проходит ряд этапов.
Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются.