Информационный материал по теме: «Медицинская этика и деонтология. Деонтологические требования, предъявляемые к личности медицинской сестры»

1. Краткая история развития этики. Биоэтика.

2. Кодекс профессиональной этики медицинских сестер Республики Беларусь.

3. Медицинский этикет. Субординация. Взаимоотношения медицинских работников в коллективе.

4. Деонтологические требования, предъявляемые к личности медицинской сестры.

Этика (от греческого ethos означает обычай, нрав) – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.

Под этикой следует понимать науку о сущности, законах возникновения, развития и функциях морали, об отношениях между людьми и обязанностях, вытекающих из этих отношений. Термин «этика» был введен Аристотелем, который понимал ее как философию нравственного поведения людей.

Медицинскую этику надо рассматривать как специфическое проявление общей этики. Медицинская этика – это учение о роли нравственных начал в деятельности медицинских работников, об их высокогуманном отношении к человеку как необходимом условии успешного лечения. Предметом исследования медицинской этики является психоэмоциональная сторона деятельности врача, медицинской сестры, лаборанта, младшего медицинского персонала. В круг вопросов медицинской этики входят и те, от успешного решения которых зависят жизнь и здоровье не только ныне живущих, но и будущих поколений. К ним относятся: борьба против создания и накопления оружия поражения (ядерное, химическое, бактериологическое), охрана окружающей среды и т. д. Суть медицинской этики очень точно сформулировал академик А. Ф. Билибин: «Медицина для истинного медика больше, чем профессия, – она образ жизни».

Мораль – это форма общественного сознания людей, которая определяется общественным бытием, т. е. социально обусловлена. Она, как и этика, отражает характер отношений людей в процессе производства и, следовательно, структуру конкретной социальной системы.

Одна из категорий морали – долг. Долг – это чувство моральной необходимости выполнения своих обязанностей по отношению к другим людям, к обществу в целом. В долге сосредоточены те нравственные требования, которые общество предъявляет к личности. Долг медицинского работника – это комплекс исторически сложившихся норм и требований, регулирующих его отношение с пациентами, коллегами и с обществом. Это не только добросовестное выполнение им обязанностей по отношению к пациенту, но и забота о физическом и психическом здоровье людей, проведение профилактической и санитарно-просветительной работы, сохранение врачебной тайны, оказание медицинской помощи независимо от национальности и расовой принадлежности, политических и религиозных убеждений.

Долг и должностные обязанности – понятия неоднозначные. Неисполнение должностных обязанностей, предписанных администрацией в соответствующих инструкциях, влечет за собой одну из мер дисциплинарного наказания. Нравственный долг среднему медработнику прививается воспитанием и самосовершенствованием. Он должен превращаться в глубокое внутреннее убеждение, в потребность трудиться с душевной теплотой и полной отдачей.

Совесть – этическая категория, которая выражает высшую форму способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Если долг – это категория, которую можно оценить по поступкам как внешнюю сторону поведения, то совесть – это внутренний судья человека, его самооценка. Совесть – большая эмоциональная сила. Медработник c совестью будет выполнять любую, и в первую очередь, ответственную и болезненную процедуру именно так, как он это делал бы своему самому близкому человеку или самому себе. У него не должно быть избирательности по отношению к пациентам. Работник, нарушающий этот принцип, должен чувствовать угрызение совести, внутреннюю неудовлетворенность. Формирование совести начинается с детства и окончательно завершается в ходе трудовой деятельности. Обобщая свой личный опыт и коллективный труд, медработник воспитывает в себе многочисленные положительные качества, которые выражаются одним емким словом – совесть.

Честь и достоинство определяют отношение человека как к самому себе, так и к другому человеку, обществу в целом. По своему содержанию понятие «честь» очень близко к понятию «достоинство». Обе эти категории регулируют поведение человека и определяют отношение к нему окружающих. Они испытывают на себе влияние других категорий этики, особенно долга и совести, без которых нет личной чести и достоинства. Базой для формирования профессиональной чести и достоинства является профессиональный труд, сознание честно и добросовестно выполненного долга. Если показателем профессиональной чести является общественное признание, то профессиональное достоинство отражает личное самоутверждение. Сознание собственного достоинства служит формой самоконтроля личности. Достоинство есть именно то, что придает деятельности человека возвышенность, его стремлениям – высшее благородство.

Честь и достоинство среднего медперсонала определяются его готовностью делиться своими знаниями и опытом с товарищами, гуманным отношением к своему труду и образу жизни. Его стремление к утверждению чести и достоинства своего коллектива несовместимо с групповой порукой, сокрытием ошибок и недочетов в работе, зажимом критики. Фельдшер, акушерка, медицинская сестра, выполняя свой профессиональный долг, всемерно дорожат доверием пациентов, всячески утверждают авторитет свой и своих коллег, берегут честь белого халата. Высокий авторитет медработника достигается глубокими знаниями и высоким профессиональным мастерством, умением не гнушаться рядовой, «черновой» работой, готовностью прийти на помощь больному человеку в любых условиях и в любое время. В медике гармонично должны сочетаться чувства долга, совести, чести и достоинства.

  Такт – это умение держать себя подобающим образом, чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход кому-либо, чему-либо. Такт среднего медработника обусловлен, прежде всего, его внутренней культурой, уровнем нравственности, высоким профессионализмом. Тактичного медика характеризует умение быть вежливым, строго соблюдать требования медицинской деонтологии. На больного человека весьма благотворно влияет скромный внешний вид медработника, манера поведения, уверенность в правильно принятых решениях и четкость выполнения медицинских процедур, умение пользоваться словом. Молчание медработника – это тоже такт, особенно когда этого требуют интересы пациента. Такт воспитывается. Нетактичность одного человека отрицательно сказывается на культуре общения, состоянии всего коллектива. Следующей этической категорией является нравственность. Нравственность– это реальное воплощение морали в жизни через совокупность обычаев, нравов, поведение людей при определенной системе общественных отношений. В разные исторические эпохи у народов мира существовали свои представления о медицинской этике, связанные с укладом жизни, обусловленным национальными, религиозными, культурными и другими особенностями. История дает множество примеров того, как морально-этические нормы, связанные со здоровьем и жизнью людей, понимались при различных общественно-экономических формациях. При первобытнообщинном строе, например, ослабевших стариков оставляли в одиночестве у потухшего костра, в Древней Греции врачи лечили только свободных граждан, в Древней Индии от медика требовалось не прописывать лекарств людям, которых не любил король или народ, а также лицам, чрезвычайно уродливым, испорченным, опасным, диким и неукротимым, им нельзя было ничего советовать и помогать. Для европейской культуры самым древним, наиболее распространенным и универсальным сводом важнейших норм врачебной этики является «клятва Гиппократа», почти в не измененном виде дошедшая до нас из IV в. до н. э. В «клятве Гиппократа» можно найти, по крайней мере, десять этических норм: 1) уважать жизнь; 2) не способствовать посягательству на жизнь («Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария»); 3) не причинять вреда больному; 4) не поступать несправедливо по отношению к больному («Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости»); 5) руководствоваться только пользой для больного («В какой бы дом я ни вошел, я войду туда только для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами»); 6) не разглашать чужих тайн; 7) соблюдать врачебную тайну («Что бы при лечении, а также без лечения я не увидел и не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу об этом, считая подобные вещи тайной»); 8) почитать своих учителей («Клянусь… почитать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями»); 9) хранить нравственную чистоту и непорочность («Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство»). Начало современного этапа истории медицинской этики связано со Второй мировой войной. В приговоре врачам-нацистам был сформулирован знаменитый Нюрнбергский кодекс (1947) – 10 этических правил проведения экспериментов на человеке, главными из которых являются: обязанность добровольного осознанного согласия, право испытуемого на отказ от участия в эксперименте, исключение экспериментов, заведомо ведущих к смерти или инвалидности испытуемого. В 1948 г. Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) приняла Женевскую декларацию, в которой подтверждается приверженность принципу конфиденциальности врачебной деятельности. В декларации формулируются требования к врачу, заключающиеся в том, чтобы соображения религиозной, национальной, партийной, политической принадлежности или социального положения препятствовали ему выполнять свой долг в отношении пациентов. В 1949 г. ВМА приняла международный кодекс медицинской этики. Впоследствии на Всемирных медицинских ассамблеях, организованных ВМА, были приняты декларации: Хельсинкская (1964), развивающая идеи Нюрнбергского кодекса 1947 г., Лиссабонская (1981) о правах пациента, Венецианская (1983) о терминальной стадии болезни и ряд других. К сожалению, идеологические барьеры не позволили советским медикам участвовать в деятельности ВМА и внести свой вклад в развитие медицинской этики. Практически без участия отечественных специалистов проходило формирование новой медицинской этики в последние десятилетия. Преодоление клинической смерти, возможность неопределенно долго поддерживать жизнь коматозных больных, пересадка сердца и других органов, отбор и хранение трансплантатов, приживление тканей, искусственное изменение пола, искусственное оплодотворение, генная инженерия – эти и другие достижения медицины и биологии поставили на повестку дня острейшие этические проблемы. Человечество ранее не встречалось с правом больных на эвтаназию, достойную смерть при полной информированности о болезни, правами умирающих становиться потенциальными донорами органов, этической допустимостью применения современных методов медико-генетического контроля и др. В результате философского и этического осмысления такого рода проблемных ситуаций, возникающих в клинической практике, в 70-годах XX в. появилась биоэтика (сам термин предложен В.Р. Поттером в 1971 г.) как идеология защиты прав человека в современной медицине. Классическая врачебная этика была патерналистской. Этическая позиция врача определялась девизом: «Благо больного – высший закон». Но при этом характер моральных взаимоотношений врача и пациента был заведомо асимметричным: всю (или почти всю) полноту ответственности за принятие клинических решений врач берет на себя. Что касается пациента, то независимо от того, имеет он профессиональную медицинскую подготовку или нет, при принятии клинических решений его считают этически некомпетентным. Новая биомедицинская этика, или биоэтика – это неопатерналистическая врачебная этика. Приоритетной ценностью является моральная автономия личности. Пациент признается этически компетентным. Ответственность за принятие решений распределяется между врачом и пациентом. Система ценностей, определяющая моральный выбор врача и больного, не связана жестко с медицинской традицией, поскольку, прежде всего, основывается на приоритете прав пациента, а не врача. Биоэтика опирается на четыре основных принципа: •автономию; •безвредность; •благодеяние; •справедливость. Общие принципы биомедицинской этики реализуются посредством более конкретных этических норм. К ним относятся: •правдивость; •приватность; •конфиденциальность; •лояльность; •компетентность. Норма правдивости предполагает обязанность и медицинского работника, и врача, и пациента говорить правду, чтобы наилучшим образом реализовать идеи уважения личности, создание атмосферы терапевтического сотрудничества и право пациента на информацию о своей болезни, лечении и прогнозе. Вместе с тем норма правдивости не имеет абсолютного характера, поскольку применение ее в определенных ситуациях может причинить пациенту несомненный вред (ятрогении) и вступить в противоречие с соответствующим этическим принципом. Следует всегда различать этическую разницу между умолчанием правды во благо больного и прямым обманом его. Норма приватности подразумевает обязанность медицинского работника уважать право пациента на личную жизнь и не вторгаться в нее, тем более грубо, без согласия пациента или строгой необходимости. Нарушение нормы приватности, не продиктованное строгой терапевтической необходимостью, считается неоправданным нарушением автономии личности. Норма конфиденциальности предполагает доверительность отношений врача и пациента и неразглашение без разрешения пациента информации, сообщенной врачу или полученной в ходе обследования и лечения пациента. Полная конфиденциальность практически недостижима, так как в обществе существуют ее ограничения по закону (например, в интересах следствия и суда), и кроме того, она может в определенных обстоятельствах противоречить интересам сохранения жизни и здоровья других лиц. Биоэтика не отрицает норм и принципов общечеловеческой этики, медицинской этики своих предшественников, наоборот, она обращается к ним, поднимает на новую высоту вопрос о правах человека, каким бы тяжелым недугом он ни страдал. Она защищает пациента от зла, которое мог бы причинить ему медицинский работник, забывший, что со времен Гиппократа первым принципом его поведения должен быть принцип «Не навреди». Медицинская этика является теоретической основой деонтологии. Деонтология происходит от греческих слов deon – должное и logos – учение и, следовательно, в дословном переводе означает учение о долге. Появление термина «деонтология» связано с именем английского священника Бентама. Первоначально в это понятие вкладывалось религиозно-нравственное содержание. В сочетании со словом «медицинская» термин «деонтология» очень скоро стал означать комплекс этических норм, принципов, которыми руководствуется медработник, совокупность соответствующих профессиональных, морально-этических правовых принципов и правил, составляющих понятие «долг медицинского работника». Представление об исключительной важности комплекса морально-этических вопросов в деятельности медицинского работника сложилось еще в древние времена, за многие тысячелетия до появления термина «деонтология». Это и знаменитая «клятва Гиппократа», ее притягательная сила и жизненность позволяют заключить, что Гиппократ впервые сформулировал основной деонтологический принцип: «Должно′ обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу...». Большой вклад в развитие медицинской этики и деонтологии внесли русские клиницисты С. Г. Забелин, Н. И. Пирогов, М. Я. Мудров, С. П. Боткин и др. Мудров, обращаясь к ученикам, писал: «Начав с любви к ближнему, я должен внушить вам все прочее, проистекающее из одной врачебной добродетели: услужливость, готовность к помощи во всякое время, днем и ночью, приветливость, привлекающую к себе робких и смелых, милосердие к чужестранцам и бедным, бескорыстие, снисхождение к погрешностям больного, кроткую строгость к их непослушанию, разговор только о нужном и полезном, скромность и стыдливость, умеренность в пище, ненарушимое спокойствие лица и духа при опасностях больного, веселость без смеха и шуток при счастливом ходе болезни, хранение тайны и скрытность при болезнях предосудительных...». М. Я. Му В проблемах медицинской деонтологии можно выделить несколько аспектов в связи с социальными, психологическими, профессиональными контактами медработника. Относительно деятельности медицинской сестры можно выделить следующие разделы медицинской этики и деонтологии: •медицинская сестра и пациент; •медицинская сестра и государство, закон; •медицинская сестра и ее взаимоотношение с другими медицинскими сестрами, врачами, младшим медицинским персоналом; •медицинская сестра и родственники пациента; •медицинская сестра и ее отношение к себе. Не следует думать, что проблемы медицинской деонтологии просты и «должное поведение» исчерпывается добросовестным выполнением своих обязанностей, ограничивается только заботой, элементарной вежливостью и корректностью по отношению к пациенту. Не нужно считать, что по всем вопросам медицинской деонтологии можно обратиться к голосу своей совести, посоветоваться с чувством собственной справедливости. В своей деятельности медработнику приходится решать дилеммы на основе знаний по медицинской деонтологии, этике, необходимо ориентироваться и в некоторых юридических вопросах, касающихся взаимоотношений медработника и пациента. Деонтология меняется вместе с обществом, с развитием медицинской науки, прогрессом, с увеличением информированности населения о достижениях и возможностях современной медицины. Реаниматология, трансплантология ставят ряд новых деонтологических проблем, и с дальнейшим развитием медицинской науки, с появлением новых отраслей медицины будут возникать и новые деонтологические проблемы. Подытоживая все вышеизложенное, следует подчеркнуть, что для формирования личности медицинского работника необходимы как минимум три составляющие: •специальные знания; •специальные умения; •особый медицинский характер, стиль мышления и поведения.    Медицинский этикет и взаимоотношения в коллективе Наиболее часто первыми медицинскими работниками, с которыми встречаются пациенты, являются фельдшер, акушерка, работающие на ФАПах, на станциях скорой медицинской помощи, в здравпунктах и т. д., обеспечивая определенный объем медицинской помощи. Положение «первого» в общении с пациентами обязывает так организовать свою встречу с ними, чтобы она положительно отразилась на последующих этапах лечебно-диагностического процесса. Когда мы впервые встречаемся с человеком здоровым или больным, у нас складывается о нем определенное впечатление: аккуратный или неряшливый, внимательный или рассеянный, чуткий или безразличный. Первое впечатление влияет на все последующие встречи, вот почему медицинский работник должен вести себя так, чтобы у пациента сложилось благоприятное впечатление о нем как о человеке душевном, внимательном, хорошо знающем свое дело. От этого будут зависеть дальнейшие взаимоотношения с пациентом, его доверие или недоверие к медработнику. Медицинский работник, выполняя свои профессиональные обязанности и требования медицинской этики, обязан придерживаться медицинского этикета – порядка поведения в той или иной обстановке, во взаимоотношениях с коллегами и пациентами. Медицинский этикет основывается на требованиях медицинской деонтологии. Нормы этикета в медицине тесно переплетаются с этическими и деонтологическими нормами, этикет невозможно соблюдать, не зная норм общей этики. Следует выделить две стороны медицинского этикета: этикет взаимоотношений в трудовом коллективе и этикет взаимоотношений медицинского работника и пациента.
Этикет в трудовом коллективе призван повысить эффективность профессиональных контактов между медицинскими работниками, придать им деловую и товарищескую направленность, проявляющуюся в уважении к своим коллегам, взаимопомощи в работе и вместе с тем в нетерпимости к профессиональной недобросовестности или другим поступкам, порочащим медицинскую профессию. Медицинский этикет предусматривает строгое соблюдение субординации, т. е. системы служебного подчинения младшего по должности старшему. Субординация в работе имеет принципиальное значение, дисциплинирует, обеспечивает преемственность в лечении и уходе за пациентами, охраняет авторитет руководителя, старшего по должности, званию. Это касается взаимоотношений между опытными фельдшерами, акушерками, медицинскими сестрами и молодыми врачами. Средний медработник не должен демонстрировать в присутствии врача свое превосходство в умении выполнять диагностические и лечебные процедуры. Опытная медицинская сестра, акушерка найдут способ помочь молодому врачу и молодой медицинской сестре, акушерке освоить необходимые практические навыки без соответствующих сопровождений типа «Чему вас там в институте (колледже) учили».   Этикет требует, чтобы врач, фельдшер, медицинская сестра, акушерка в коллективе были вежливые, корректные, не допускали в общении друг с другом проявления неуважения. Нельзя обсуждать медицинские ошибки, действия врачей, медсестер в присутствии близких родственников пациентов и с самими пациентами. Медицинский этикет предусматривает скромность фельдшера, медицинской сестры, акушерки, но скромность не означает держать себя в тени. Этикет предусматривает и соответствующий внешний вид, нельзя быть на работе в неопрятной одежде. Строго соблюдать установленную форму одежды. Недопустимы большое количество косметики, украшений, супермодные прически. Медицинский работник должен понимать состояние здоровья и психологию пациента, проявлять терпимость к его слабостям. Не следует давать обещаний пациенту, если нет уверенности в их выполнении. Непозволительны покровительственные отношения, развязность в общении с пациентами. Правила служебного этикета для медицинского персонала: 1) покажите радость от приветствия коллег. Улыбка по утрам – сильный стимул хорошего настроения; 2) будьте приветливыми и вежливыми в любых условиях; 3) обращения друг к другу в служебной обстановке допустимы только на «Вы», по имени-отчеству, это необходимая дистанция.

 Европейский вариант обращения по имени и на «ты» не всем может нравиться, поэтому манера обращения у нас разная. «Ты» уместно среди равных по служебному положению коллег в обстановке доброжелательности и дружбы;

4) умение отдавать приказ в экстремальной ситуации должно сочетаться с умением обращаться с просьбой, если поручение не входит в прямые обязанности подчиненного;

5) умейте получать благодарность за успех в работе, но и взыскание за служебные упущения. Помните правила психологии: «Поругал – проиграл, похвалил – выиграл» и «Хвалить – прилюдно, ругать – наедине»;

6) свою точку зрения можно отстаивать только до принятия руководителем решения. Как только решение принято – это уже твое собственное решение, не провоцируйте недовольство и нестабильность;

7) создавайте настрой на успех. Ваша вера и спокойная уверенность обеспечат позитивную атмосферу для работы;

8) будьте пунктуальны, ведите ежедневник. Уважая свое время, цените чужое;

9)соблюдайте правила «информированного согласия», конфиденциальности, медицинской тайны, этические нормы уважения прав личности;

10)выполняйте свои обещания. Не критикуйте организацию, ее руководителей и своих коллег, особенно при посторонних.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: