Суммарный зазор скользунов измеряется специальным шаблоном (см. рис.13).
Шаблон вводится рабочей частью в зазор между скользунами до упора. По последнему вошедшему уступу определяется величина зазора с одной стороны вагона. Для получения суммарного зазора, сложить результаты замеров с одной и другой стороны вагона.
Рисунок 13
Род грузовых вагонов | Суммарный зазор между скользунами тележки (мм) | |
не менее | не более | |
Полувагоны, крытые вагоны, платформы, транспортёры. | 4 | 20 |
Все 4-х осные цистерны (кроме газовых) | 4 | 14 |
Хопперы для перевозки зерна, цемента, минеральных удобрений, окатышей, хоппер-дозаторы ЦНИИ-ДВЗ | 4 | 14 |
Хопперы для перевозки угля, горячего агломерата, апатитов, хоппер-дозаторы ЦНИИ-2, 3, думпкары ВС-50 | 6 | 12 |
Думпкары ВС-80, ВС-82, ВС-85 | 12 | 20 |
8-осные цистерны: - между соединительной и шкворневой балками; - между соединительной и надрессорной балками. | 4 4 | 15 20 |
Цистерны для перевозки газов | 4 | 16 |
Вагоны с боковыми рамами, изготовленными в 1981 - 1984 гг. в Польше (клеймо 6); и рамы сроком службы 30 и более лет должны отцепляться в ремонт для замены во всех случаях. Боковые рамы Румынии, изъятые при плановых видах ремонта (изготовленные до 1987г) разрешено использовать на грузовых вагонах запаса МПС без выхода на сеть железных дорог.
|
|
В соответствии с решением комиссии совета по ж.д. транспорту (п. 10 протокола заседания от 10-11.07.02г) с 01.08.02г разрешается эксплуатация в межгосударственном сообщении надрессорных балок, боковых рам тележек типа 18-100 до 32 лет после их изготовления (кроме надрессорных балок, боковых рам производства Польша с клеймом 6, изготовленных в 1981-1984гг включительно).
При производстве плановых видов ремонта разрешено продление срока службы литых деталей тележек мод. 18-100 - боковых рам и надрессорных балок отечественного производства, проработавших более 30 лет. Общий срок продления не более 5 лет (т.е. 33 + 2 г), с гарантией ремонтного предприятия до следующего планового вида ремонта) с нанесением в местах постановки клейм знака «ПСС», даты и условного номера предприятия.
При проведении плановых видов ремонта запрещена наплавка опорных поверхностей буксовых проемов боковых рам тележек, но в эксплуатации еще встречаются данные боковые рамы. ОАО «РЖД» распоряжением № ВГ-3662 от 24.04.06г., обязывает:
При поступлении в текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов:
• производится 100% обязательный визуальный контроль боковых рам тележек на наличие трещин и проведение замеров толщин гребней колес;
• при обнаружении боковых рам тележек с наплавленными опорными поверхностями буксового проема производится их замена;
|
|
• при обнаружении неисправностей сменных износостойких прокладок, в целях выявления причины, вызвавшей неисправность, производится тщательный осмотр сопрягаемых поверхностей боковых рам;
• при обнаружении разницы толщины гребней колес одной колесной пары более 3 мм. в целях выявления причины неравномерного износа гребней, производится обязательная разборка тележки вагона и инструментальная проверка базовых параметров тележки размеров «А», «Б», «М», «Н» с занесением их в дефектную ведомость формы ВУ-22, в случае отклонения базовых параметров от установленных нормативных размеров, боковые рамы направляются для производства ремонта.
• На все вагоны, у которых при текущем ремонте были выявлены вышеперечисленные отступления от нормативов, составлять акты-рекламации формы ВУ-41М.
Рисунок 14 |
Б-Б
1. Место установки клейма (кода) государства-собственника при выпуске вагона из ремонта
2. Место нанесения клейма (кода) государства-собственника при изготовлении
3. Клеймо предприятия изготовителя
4. Марка стали детали
5. Место для нанесения трафарета масляной краской при деповском ремонте
6. Место для трафарета при капитальном ремонте
7. Место для нанесения клейма при деповском ремонте
Рисунок 15
4.1. Методы выявления трещин в боковых рамах и надрессорных балках
При встрече поездов особое внимание необходимо обращать на «галапи-рование» тележки, дребезжание рычажной передачи. При осмотре вагонов отдельное внимание нужно обращать на состояние рессорного комплекта, поверхности катания колесных пар, наличие и состояние узла крепления валика подвески башмака и т. д.
Обрыв шплинта валика подвески башмака, изгиб валика, отсутствие втулок.
При техническом обслуживании грузовых вагонов помимо вышеуказан ных неисправностей и условий браковки необходимо обращать внимание на наиболее вероятные места возникновения неисправностей и предельный износ трущихся деталей.
НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВОЗНИКАЮЩИЕ ТРЕЩИНЫ
Чаще всего трещины возникают в невидимой для осмотра зоне (опорные поверхности пятника, наклонные опорные поверхности надрессорной балки, опорные поверхности боковых рам), но при своем развитии они всегда выходят в видимую для осмотра зону. Признаками наличия трещин являются: скопление валика пыли летом (в трещину забивается пыль, к которой прилипают следующие слои), скопление инея зимой (те же причины).
В месте образования свежей трещины, всегда имеется тень, что хорошо видно при их освещении фонарем и в темное время суток.