Основные жанры народно-певческого исполнительства

Термин «жанр» Вячеслав Михайлович Щуров в своих трудах определяет, как вид, род, разновидность произведений народной музыки, обладающих существенными общими свойствами музыкально-стиховой структуры и музыкально-поэтической образности в связи со сходной социальной и художественной функцией. Сами народные исполнители осознают понятие жанровости так: обрядовую песню - «играют», в церкви - «поют», лирическую песню - «стягивают». Также народная терминология определяет песни по классификации: плясовые («алелёшные») песни (с припевом «лёли», «лёли»), подблюдные («илийки» с припевом «вью, вью алею»), частушки и страдания (коротушки, долгушки, припевки, тараторки), лирические (проголосные, протяжные, долгие) песни.

Песенному творчеству русского народа присуще жанровое разнообразие. В зависимости от особенностей содержания и формы русские народные песни различают как обрядовые, куда входят все песни календарно-обрядового цикла и песни семейной бытовой обрядности, артельные трудовые припевки, трудовые земледельческие песни, игровые, величальные, хороводные, плясовые, эпические, лирические, солдатские походные, причитания, колыбельные, частушки и другие.

Жанры классифицируют по принципу - от общего к частному. Все многообразие произведений народной музыки можно разделить на три основных рода – эпос, лирику и драму.

¾ К эпосу в чистой беспримесной форме относятся песни повествовательного характера, в музыкальном отношении основанные на декламационном принципе.

¾ К лирике принадлежат песни и инструментальные мелодии, не связанные строго с каким-либо обрядом или действием, выражающие чувства, переживания человека.

¾ К драме можно отнести все музыкальные формы, которые сопровождают действие, движение, то есть те, которые связаны с той или иной мере с театральностью.

Для эпоса необходимо наличие сказителя и слушателей. Драма рассчитана на присутствие не только слушателей, но и зрителя. Лирическое музыкальное излияние возможно лично для себя, в отсутствие слушателей или в кругу ограниченного их числа, а так же при совместном пении «гуртом» (по южнорусской народной терминологии), например при возвращении с поля, на посиделках или беседах. Также, существуют промежуточные родовые явления.

Следующий уровень классификации – видовой, т.е. классификация по приуроченности, жизненной или обрядовой. Наиболее полно этот принцип раскрывается в драматических жанрах. Календарные обрядовые песни подразделяются по сезонному признаку и по характеру обрядового действия.

Песенный эпос может излагаться как в сказительской сольной форме (один певец сказывает для слушателей – на севере), так и в коллективной ансамблевой (в конном строю – у казаков).

Лирические же песни подразделяют по наиболее характерному для них жизненному предназначению – беседные, посиделочные, уличные, «полевые». 

Далее следует классификация по разновидностям: песни одного вида могут предназначаться для разного исполнения по составу певцов: соло или ансамблем, для разных половозрастных групп (детские, женские, мужские), с инструментальным сопровождением и без него.

Уточняя жанр песни, нужно уделить внимание социальной среде, в которой соответствующая песня возникла, и вкусы которой отражает: крестьянская или городская, рекрутская или солдатская, бурлацкая, ямщицкая, тюремная песня, мещанский романс. На определенном уровне классификации жанра принимается во внимание словесное содержание песни. Например, на один напев может быть исполнена героическая былина и небылица, что в корне меняет жанровую сущность произведения.

Такая многоуровневая классификация наглядно показывает общие жанровые особенности и выделяет мелкие важные частности.  

Раздел II. Диалектно - стилевые особенности народно-певческого исполнительства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: