В годы "оттепели" сформировались "шестидесятники", поколение интеллигенции, которое впоследствии сыграло важную роль в перестройке. Большие последствия для общественного сознания имело возникновение альтернативных источников информации - самиздата, передач зарубежных радиостанций.
Крупная реформа системы руководства культурой была проведена в марте 1953 г., вскоре после похорон Сталина. Создавалось союзно-республиканское Министерство культуры, объединявшее несколько министерств и комитетов - высшего образования, кинематографии, трудовых ресурсов, радиовещания и радиоинформации, по делам искусств. По пути укрупнения перестраивались и партийные органы - так, отдел художественной литературы и искусства ЦК КПСС вошел в состав отдела науки и культуры. Очевидно, что решение о создании нового министерства готовилось заранее. Само содержание реформы - усиление централизации управления - подтверждает ее связь со сталинским руководством.
Новый управленческий орган оказался чересчур громоздким. С 1954 г. началось разукрупнение Министерства культуры - из него выделились Министерство высшего образования, комитеты по культурным связям с зарубежными странами, по радиовещанию и телевидению, по кинематографии.
Первым министром культуры СССР был назначен П.К. Пономаренко, секретарь ЦК, " занимавший до этого должность министра заготовок. После смены нескольких таких же случайных лиц во главе Министерства культуры была поставлена Е.А. Фурцева, занимавшая этот пост с 1960 по 1974 г. По пути разукрупнения была проведена и реорганизация партийных органов - отдел науки и культуры был разделен на два. Во главе отдела культуры был поставлен Д.А. Поликарпов.
Хотя Министерство культуры и отдел культуры ЦК были непосредственными преемниками ранее существоваших органов руководства культурой, в их деятельности происходили определенные перемены. Лозунгами дня стали "восстановление ленинских норм партийно-государственного руководства" и преодоление "последствий культа личности". Была объявлена борьба бюрократизму, волоките. Сужались функции управленческих органов, расширялась самостоятельность творческих коллективов.
Возросла роль творческих союзов. Регулярно стали собираться съезды художественной интеллигенции. Крупными событиями в культурной жизни страны явились Второй (1954) и Третий (1959) Всесоюзные съезды писателей, Первый Всесоюзный съезд художников (1957 г.; на нем завершилось оформление Союза художников СССР), Второй Всесоюзный съезд композиторов (1957). В 1958 г. состоялся Первый съезд писателей РСФСР, на котором был образован Союз писателей Российской Федерации. Состоялись Всесоюзные совещания строителей и архитекторов (1954), историков (1962). В 1957, 1962 и 1963 гг. были организованы встречи творческой интеллигенции с руководителями партии и правительства.
Культура рассматривалась как "участок коммунистического строительства", а деятели культуры были "бойцами идеологического фронта". Расширяя самостоятельность творческих союзов, партийное руководство стремилось возложить на них задачи идеологического контроля, проработок и наказания виновных.
Большое значение для духовной жизни советского общества имели осуждение культа личности Сталина, разоблачение преступников, орудовавших в органах государственной безопасности, и реабилитация тех, кто безвинно пострадал в годы массовых репрессий. Постепенно преодолевались настроения всеобщей подозрительности, страха, шло оздоровление нравственного климата.
Было восстановлено доброе имя многих деятелей науки, литературы и искусства, ставших жертвами беззакония: Н.И.Вавилова, В.Э.Мейерхольда, Б.А. Пильняка, О.Э.Мандельштама, И.Э.Бабеля и многих др. Исправлялись несправедливые оценки творчества ряда литераторов и художников. В 1958 г. на экраны вышел фильм Л.Д.Лукова "Большая жизнь" (2-я серия), осужденный постановлением ЦК 1946 г. После долгого перерыва были изданы сборники А.А.Ахматовой, М.М.Зощенко.
В годы "оттепели" широкая аудитория наконец получила доступ к произведениям, незаслуженно забытым или ранее неизвестным. Публиковались стихи С.А.Есенина, распространявшиеся после его смерти преимущественно в списках. Стали исполняться почти забытые произведения западноевропейских и русских композиторов конца XIX - первой половины XX в. Оживлению культурной жизни общества способствовали публикация новых и возобновление издания некоторых старых литературно-художественных журналов, таких, как "Нева", "Юность", "Иностранная литература", "Наш современник", "Молодая гвардия", "Москва", "Дон", 'Вопросы литературы", Творчество", "Советский экран", 'Музыкальная жизнь".
По мере улучшения международной обстановки активизировались международные связи советской культуры. В 1954-1955 гг. ЦК партии принял ряд постановлений о расширении культурных контактов с Италией, Францией, Англией. За ними последовали фестивали зарубежных фильмов, гастроли театральных трупп. Событиями в культурной жизни страны стал первый фестиваль итальянских фильмов и гастроли "Комеди Франсез" в 1954 г. Был возобновлен и стал регулярным Московский кинофестиваль (впервые состоялся в 1935 г.). Высокий авторитет в музыкальном мире приобрел Международный конкурс исполнителей им. П.И.Чайковского, проводимый в Москве (первый из них состоялся в 1958 г.). Начался культурный обмен с США. Первыми пробили брешь в "железном занавесе" советские музыканты-исполнители Э.Гилельс, Д.Ойстрах, М.Ростропович, которые гастролировали за океаном в 1955-1956 гг. (После концертного турне С.С.Прокофьева в 1921 г. и гастролей МХАТа в 1923-1924 гг. никто из русских в Америке не выступал.)
Советские люди получили возможность познакомиться с зарубежным изобразительным искусством. Была восстановлена экспозиция Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, которая перед войной была переведена в запасники. Стали проводиться выставки зарубежных собраний: Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана, Франции. Широкий общественный резонанс получила выставка П.Пикассо в 1956 г.
Укреплению культурных контактов способствовал Международный фестиваль молодежи и студентов в 1957 г. Для многих советских людей фестиваль дал возможность впервые познакомиться с современной музыкой и изобразительным искусством зарубежных стран.
В конце 50-х годов усилился административный нажим на церковь. Религия была объявлена самым вредным пережитком в сознании людей. Это было связано с разработкой новой партийной программы, рассчитанной на построение коммунистического общества. Под разными предлогами стали закрываться церкви и монастыри.
Начало осмысления необходимости подготовки педагогических кадров для социально-культурной сферы, первые исследования; их результаты.
Возобладание в деятельности культпросветучреждений формализма, стремления к количественным показателям. Отрыв многих учреждений культуры от запросов и интересов населения в сфере досуга; низкая эффективность культурно-просветительной работы. Организация работы по месту жительства. «Одомашнивание» досуга. Неформальные молодежные объединения: панки, хиппи, рокеры и т.д.
Перестройка сети музейных, культурно-досуговых учреждений: создание клубных библиотечных, музейных централизованных систем, культурных комплексов. Влияние событий 1990-х гг. на культурно-досуговую деятельность. Появление новых типов учреждений культуры. Роль нового законодательства в расширении возможностей культурно-досуговых учреждений. Разработка федеральных и региональных программ по развитию и сохранению культуры. Создание частных досуговых учреждений. Подготовка кадров.
Лекция № 7. Культурно-просветительная работа на рубеже 70-80-х годов
На рубеже 70-80-х годов нарастают негативные процессы в экономике, социальной и духовной сферах. Торможение процессов демократизации в обществе, в том числе и в культурно-просветительной работе, сказывается на деятельности культпросветучреждений, в которой проявляются формализм, стремление к количественным показателям. Многие учреждения культуры оказываются оторванными от запросов и интересов населения в сфере досуга. Невысока и социальная, и воспитательная эффективность культурно-просветительной работы.
Культурно-просветительной работе этого периода особенно присуща «всеохватность» содержания, перевес идеологических, производственных мероприятий. Она направлена, в первую очередь, на идеологическое обеспечение социалистического соревнования, экономического образования трудящихся, поддержку «школ коммунистического труда».
Создание и деятельность клубных и библиотечных централизованных систем, районных и сельских культурных комплексов, культурно-спортивных комплексов способствовали развитию интеграционных процессов в этой сфере. Отмечается более активное участие сельских школ в культурно-просветительной работе. Повсеместно расширяется сеть детских (подростковых) клубов. В сельской местности появляются филиалы и спутники театров и филармоний, клубы - спутники крупных Дворцов культуры промышленных предприятий.
Перестраивается и методическое руководство культурно-просветительной работой и народным творчеством. В областях, краях и республиках создаются научно-методические центры народного творчества и культпросветработы. Благодаря их поддержке в стране возникло множество народных коллективов, народных театров и музеев.
Принимаются новые документы, нормативные акты о деятельности клубных учреждений, клубов по интересам, социально-культурных объединений.
Широкое развитие приобретают самодеятельные формы творчества населения. Легализуются самые различные по профилю общественно-политические движения, естественнонаучные, религиозные, художественные и другие объединения. Появляются сравнительно новые типы культурно-досуговых учреждений: центры досуга, центры эстетического развития детей и юношества, молодежные культурные центры и др.
Социально-экономические реформы имели свои последствия. Повсюду шла борьба с пьянством и алкоголизмом, нарушениями трудовой дисциплины. Обострился ряд экономических, национальных, социально-культурных проблем. Дефицит продовольствия, товаров, услуг, снижение уровня жизни населения стали стабильными явлениями.
Целый ряд организационно-управленческих и методических мер свидетельствует о начале глубокой перестройки культурно-просветительной работы, которая включала решение таких проблем, как демократизация системы управления и деятельности, ориентация на социальную досуговую деятельность, на переосмысление принципов и функций культурно-просветительной работы, развитие и внедрение нового хозяйственного механизма, ориентация на социализацию детей и подростков, досуговые формы работы с семьей, расширение диапазона изучения запросов и потребностей различных групп населения в сфере свободного времени и др.
В конце 80-х годов встал вопрос о необходимости подготовки педагогических кадров для социально-культурной сферы. Исследования, проводившиеся Российской академией образования, доказали востребованность введения института социальных педагогов и социальных работников.
В соответствии с принципом преемственности культурно-просветительная работа органично перерастает в составную часть социально-культурной деятельности.
Распад СССР существенно повлиял на изменение социокультурной ситуации в России. Реформирование экономики не сгладило, а наоборот, существенно обострило экономические, национальные, социально-культурные проблемы. Государственная (федеральные и местные органы), церковная, общественная и частная социальная помощь обретают конкретные организационные формы. Значительно возрастает удельный вес международных, федеральных, местных фондов, программ социально-культурной поддержки, развития.
Принятие Закона РФ о культуре (ноябрь 1992 года) явилось первой за многие годы попыткой придать сфере культуры нормативно-правовое обеспечение и повлиять на социально-культурную жизнь общества.
Экономическая ситуация в стране 90-х годов имела негативные последствия для деятельности учреждений культуры, досуга: закрытие клубов, сокращение бесплатных услуг, резкое сокращение бюджетных ассигнований, падение уровня жизни населения. В то же время происходят структурные и функциональные изменения в системе управления организациями, учреждениями социокультурной сферы на федеральном, региональном, местном уровнях. В социально-культурной, досуговой сферах интенсивно развивается коммерческий сектор.
Многие факты и явления рубежа XX-XXI веков свидетельствуют о возрастании роли и значения религии в социально-культурной жизни общества. В этот период существенно обостряются и частично решаются проблемы межнационального, межэтнического сотрудничества в области культуры, искусства, образования, социальной работы.
Развитие системы подготовки кадров для сферы культуры, искусства, социальной помощи, досуга в 90-е годы потребовало расширения классификатора специальностей, специализаций, квалификаций в вузах, колледжах, училищах культуры и искусств. Введение Государственных образовательных стандартов стимулировало обновление содержания многих учебных курсов, введение новых образовательных технологий.
Многоуровневость образования стала требованием дня. Возникла необходимость в дополнительном профессиональном образовании. Многие проблемы высшего образования в сфере культуры решаются путем введения платного обучения, сосуществования государственных и негосударственных учебных заведений, создания сети филиалов вузов в различных регионах страны.