Лекция №6. Оттепель в культурной жизни общества (1953 год — середина 60-х годов)

 

В годы "оттепели" сформировались "шестидесятники", поколение интел­лигенции, которое впоследствии сыграло важную роль в пере­стройке. Большие последствия для общественного сознания име­ло возникновение альтернативных источников информации - са­миздата, передач зарубежных радиостанций.

Крупная реформа системы руководства культурой была про­ведена в марте 1953 г., вскоре после похорон Сталина. Создава­лось союзно-республиканское Министерство культуры, объеди­нявшее несколько министерств и комитетов - высшего образова­ния, кинематографии, трудовых ресурсов, радиовещания и ра­диоинформации, по делам искусств. По пути укрупнения пере­страивались и партийные органы - так, отдел художественной литературы и искусства ЦК КПСС вошел в состав отдела науки и культуры. Очевидно, что решение о создании нового министер­ства готовилось заранее. Само содержание реформы - усиление централизации управления - подтверждает ее связь со сталинс­ким руководством.

Новый управленческий орган оказался чересчур громоздким. С 1954 г. началось разукрупнение Министерства культуры - из него выделились Министерство высшего образования, комитеты по культурным связям с зарубежными странами, по радиовеща­нию и телевидению, по кинематографии.

Первым министром культуры СССР был назначен П.К. Пономаренко, секретарь ЦК, " занимавший до этого долж­ность министра заготовок. После смены нескольких таких же случайных лиц во главе Министерства культуры была поставлена Е.А. Фурцева, занимавшая этот пост с 1960 по 1974 г. По пути разукрупнения была проведена и реорганизация партийных орга­нов - отдел науки и культуры был разделен на два. Во главе отде­ла культуры был поставлен Д.А. Поликарпов.

Хотя Министерство культуры и отдел культуры ЦК были не­посредственными преемниками ранее существоваших органов руководства культурой, в их деятельности происходили опреде­ленные перемены. Лозунгами дня стали "восстановление ленинс­ких норм партийно-государственного руководства" и преодоле­ние "последствий культа личности". Была объявлена борьба бю­рократизму, волоките. Сужались функции управленческих ор­ганов, расширялась самостоятельность творческих коллективов.

Возросла роль творческих союзов. Регулярно стали собирать­ся съезды художественной интеллигенции. Крупными событиями в культурной жизни страны явились Второй (1954) и Третий (1959) Всесоюзные съезды писателей, Первый Всесоюзный съезд художников (1957 г.; на нем завершилось оформление Союза ху­дожников СССР), Второй Всесоюзный съезд композиторов (1957). В 1958 г. состоялся Первый съезд писателей РСФСР, на котором был образован Союз писателей Российской Федерации. Состоялись Всесоюзные совещания строителей и архитекторов (1954), историков (1962). В 1957, 1962 и 1963 гг. были организо­ваны встречи творческой интеллигенции с руководителями партии и правительства.

Культура рассматривалась как "участок коммунистического строительства", а деятели культуры были "бойцами идеологического фронта". Расширяя самостоя­тельность творческих союзов, партийное руководство стремилось возложить на них задачи идеологического контроля, прорабо­ток и наказания виновных.

Большое значение для духовной жизни советского общества имели осуждение культа личности Сталина, разоблачение пре­ступников, орудовавших в органах государственной безопаснос­ти, и реабилитация тех, кто безвинно пострадал в годы массовых репрессий. Постепенно преодолевались настроения всеобщей подозрительности, страха, шло оздоровление нравственного климата.

Было восстановлено доброе имя многих деятелей науки, лите­ратуры и искусства, ставших жертвами беззакония: Н.И.Вавилова, В.Э.Мейерхольда, Б.А. Пильняка, О.Э.Мандельштама, И.Э.Бабеля и многих др. Исправлялись несправедливые оценки творчества ряда литераторов и художников. В 1958 г. на экраны вышел фильм Л.Д.Лукова "Большая жизнь" (2-я серия), осужден­ный постановлением ЦК 1946 г. После долгого перерыва были изданы сборники А.А.Ахматовой, М.М.Зощенко. 

В годы "оттепели" широкая аудитория наконец получила дос­туп к произведениям, незаслуженно забытым или ранее неизвес­тным. Публиковались стихи С.А.Есенина, распространявшиеся после его смерти преимущественно в списках. Стали исполнять­ся почти забытые произведения западноевропейских и русских композиторов конца XIX - первой половины XX в. Оживлению культурной жизни общества способствовали публикация новых и возобновление издания некоторых старых литературно-художественных журналов, таких, как "Нева", "Юность", "Иностранная литература", "Наш современник", "Молодая гвардия", "Москва", "Дон", 'Вопросы литературы", Творчество", "Советский экран", 'Музыкальная жизнь".

По мере улучшения международной обстановки активизиро­вались международные связи советской культуры. В 1954-1955 гг. ЦК партии принял ряд постановлений о расширении куль­турных контактов с Италией, Францией, Англией. За ними пос­ледовали фестивали зарубежных фильмов, гастроли театральных трупп. Событиями в культурной жизни страны стал первый фес­тиваль итальянских фильмов и гастроли "Комеди Франсез" в 1954 г. Был возобновлен и стал регулярным Московский кинофести­валь (впервые состоялся в 1935 г.). Высокий авторитет в музы­кальном мире приобрел Международный конкурс исполнителей им. П.И.Чайковского, проводимый в Москве (первый из них со­стоялся в 1958 г.). Начался культурный обмен с США. Первыми пробили брешь в "железном занавесе" советские музыканты-исполнители Э.Гилельс, Д.Ойстрах, М.Ростропович, которые гастролировали за океаном в 1955-1956 гг. (После концертного турне С.С.Про­кофьева в 1921 г. и гастролей МХАТа в 1923-1924 гг. никто из русских в Америке не выступал.)

Советские люди получили возможность познакомиться с зару­бежным изобразительным искусством. Была восстановлена экс­позиция Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, ко­торая перед войной была переведена в запасники. Стали прово­диться выставки зарубежных собраний: Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана, Франции. Широкий общественный резо­нанс получила выставка П.Пикассо в 1956 г.

Укреплению культурных контактов способствовал Междуна­родный фестиваль молодежи и студентов в 1957 г. Для многих советских людей фестиваль дал возможность впервые познако­миться с современной музыкой и изобразительным искусством зарубежных стран.

В конце 50-х годов усилился административный нажим на церковь. Религия была объявлена самым вредным пережитком в сознании людей. Это было связано с разработкой новой партий­ной программы, рассчитанной на построение коммунистического общества. Под разными предлогами стали закрываться церкви и монастыри.

    Начало осмысления необходимости подготовки педагогических кадров для социально-культурной сферы, первые исследования; их результаты.

Возобладание в деятельности культпросветучреждений формализма, стремления к количественным показателям. Отрыв многих учреждений культуры от запросов и интересов населения в сфере досуга; низкая эффективность культурно-просветительной работы. Организация работы по месту жительства. «Одомашнивание» досуга. Неформальные молодежные объединения: панки, хиппи, рокеры и т.д.

Перестройка сети музейных, культурно-досуговых учреждений: создание клубных библиотечных, музейных централизованных систем, культурных комплексов. Влияние событий 1990-х гг. на культурно-досуговую деятельность. Появление новых типов учреждений культуры. Роль нового законодательства в расширении возможностей культурно-досуговых учреждений. Разработка федеральных и региональных программ по развитию и сохранению культуры. Создание частных досуговых учреждений. Подготовка кадров.

 

 

Лекция № 7. Культурно-просветительная работа на рубеже 70-80-х годов

 

На рубеже 70-80-х годов нарастают негативные процессы в экономике, социальной и духовной сферах. Торможение процессов демократизации в обществе, в том числе и в культурно-просветительной работе, сказывается на деятельности культпросветучреждений, в которой проявляются формализм, стремление к количественным показателям. Многие учреждения культуры оказываются оторванными от запросов и интересов населения в сфере досуга. Невысока и социальная, и воспитательная эффективность культурно-просветительной работы.

Культурно-просветительной работе этого периода особенно присуща «всеохватность» содержания, перевес идеологических, производственных мероприятий. Она направлена, в первую очередь, на идеологическое обеспечение социалистического соревнования, экономического образования трудящихся, поддержку «школ коммунистического труда».

Создание и деятельность клубных и библиотечных централизованных систем, районных и сельских культурных комплексов, культурно-спортивных комплексов способствовали развитию интеграционных процессов в этой сфере. Отмечается более активное участие сельских школ в культурно-просветительной работе. Повсеместно расширяется сеть детских (подростковых) клубов. В сельской местности появляются филиалы и спутники театров и филармоний, клубы - спутники крупных Дворцов культуры промышленных предприятий.

Перестраивается и методическое руководство культурно-просветительной работой и народным творчеством. В областях, краях и республиках создаются научно-методические центры народного творчества и культпросветработы. Благодаря их поддержке в стране возникло множество народных коллективов, народных театров и музеев.

Принимаются новые документы, нормативные акты о деятельности клубных учреждений, клубов по интересам, социально-культурных объединений.

Широкое развитие приобретают самодеятельные формы творчества населения. Легализуются самые различные по профилю общественно-политические движения, естественнонаучные, религиозные, художественные и другие объединения. Появляются сравнительно новые типы культурно-досуговых учреждений: центры досуга, центры эстетического развития детей и юношества, молодежные культурные центры и др.

Социально-экономические реформы имели свои последствия. Повсюду шла борьба с пьянством и алкоголизмом, нарушениями трудовой дисциплины. Обострился ряд экономических, национальных, социально-культурных проблем. Дефицит продовольствия, товаров, услуг, снижение уровня жизни населения стали стабильными явлениями.

Целый ряд организационно-управленческих и методических мер свидетельствует о начале глубокой перестройки культурно-просветительной работы, которая включала решение таких проблем, как демократизация системы управления и деятельности, ориентация на социальную досуговую деятельность, на переосмысление принципов и функций культурно-просветительной работы, развитие и внедрение нового хозяйственного механизма, ориентация на социализацию детей и подростков, досуговые формы работы с семьей, расширение диапазона изучения запросов и потребностей различных групп населения в сфере свободного времени и др.

В конце 80-х годов встал вопрос о необходимости подготовки педагогических кадров для социально-культурной сферы. Исследования, проводившиеся Российской академией образования, доказали востребованность введения института социальных педагогов и социальных работников.

В соответствии с принципом преемственности культурно-просветительная работа органично перерастает в составную часть социально-культурной деятельности.

Распад СССР существенно повлиял на изменение социокультурной ситуации в России. Реформирование экономики не сгладило, а наоборот, существенно обострило экономические, национальные, социально-культурные проблемы. Государственная (федеральные и местные органы), церковная, общественная и частная социальная помощь обретают конкретные организационные формы. Значительно возрастает удельный вес международных, федеральных, местных фондов, программ социально-культурной поддержки, развития.

Принятие Закона РФ о культуре (ноябрь 1992 года) явилось первой за многие годы попыткой придать сфере культуры нормативно-правовое обеспечение и повлиять на социально-культурную жизнь общества.

Экономическая ситуация в стране 90-х годов имела негативные последствия для деятельности учреждений культуры, досуга: закрытие клубов, сокращение бесплатных услуг, резкое сокращение бюджетных ассигнований, падение уровня жизни населения. В то же время происходят структурные и функциональные изменения в системе управления организациями, учреждениями социокультурной сферы на федеральном, региональном, местном уровнях. В социально-культурной, досуговой сферах интенсивно развивается коммерческий сектор.

Многие факты и явления рубежа XX-XXI веков свидетельствуют о возрастании роли и значения религии в социально-культурной жизни общества. В этот период существенно обостряются и частично решаются проблемы межнационального, межэтнического сотрудничества в области культуры, искусства, образования, социальной работы.

Развитие системы подготовки кадров для сферы культуры, искусства, социальной помощи, досуга в 90-е годы потребовало расширения классификатора специальностей, специализаций, квалификаций в вузах, колледжах, училищах культуры и искусств. Введение Государственных образовательных стандартов стимулировало обновление содержания многих учебных курсов, введение новых образовательных технологий.

Многоуровневость образования стала требованием дня. Возникла необходимость в дополнительном профессиональном образовании. Многие проблемы высшего образования в сфере культуры решаются путем введения платного обучения, сосуществования государственных и негосударственных учебных заведений, создания сети филиалов вузов в различных регионах страны.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: