1. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры
социально - гуманитарного знания
2. Этапы развития социально - гуманитарных наук
3. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе
4. Объект и предмет социально-гуманитарного познания
5. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально - гуманитарных науках.
1) Современная система социально - гуманитарных наук сложилась в конце XIX - начале XX в.в.
Структуру социально — гуманитарных наук — впервые можно обнаружить у Аристотеля: философия, политология, экономика, филология,
искусствоведение, история, этика, психология, логика. Подобное деление - актуально и поныне.
Количество и содержание дисциплин зависит от уровня развития общества, его потребностей, уровня культуры и степени развития всей системы науки и образования конкретного общества.
Философия с момента возникновения и по сей день - как интегральная (обобщающая) форма социального и гуманитарного знания.
Она занимает в системе наук (и в культуре человечества в целом) особое положение, благодаря тому, что способна синтезировать данные наук и вненаучных форм знания (религия, искусство) в целостное мировоззрение и целостную картину мира, дает человеку и человечеству рациональные и ценностные ориентиры.
|
|
2) Социально - гуманитарные науки в своем развитии прошли несколько этапов: классический, неклассический, постнеклассический.
Классический этап в развитии социально - гуманитарного знания: XVI - вторая половина XIX в.в. В качестве методологии познания на вооружение берутся методы естествознания: натурализм. Природные законы как универсальный принцип объяснения всех относительных явлений: даже мораль, красота - с помощью законов природы.
Неклассический этап - начинается с середины XIX в. Переход от натурализма к антинатурализму: принципиальное отличие социально - гуманитарных наук от естественных, невозможность использовать в социальном познании методы естественных наук.
Об этом: А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Н. Бердяев и другие
Но специально проблему особого статуса социально — гуманитарных наук: В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон, Г. Риккерт, В. Виндельбанд и др.
Постнеклассический этап - 50-70-е годы XX в. (Деррида, М. Фуко, Лиотар и др.). Этот этап - так же постмодернизм.
Ж. Бодрийяр: в культуре - теряется «вера в смысл». Свобода - как как свобода от всяких норм и традиций, от любых авторитетов: государства, религии, этики.
Также: свобода от любой общепринятой научной методологии, а также «свобода от разума». Это избавит человека от всякого диктата.
Попытки обнаружить сущность бытия, законы природы и общества - объявляются не имеющими смысла.
|
|
3) Все науки (естественные и социально - гуманитарные) имеют много общего:
1) в их основе лежат научные факты;
2) нацелены на постижение причин и законов изучаемых явлений;
3) строят идеализированные объекты;
4) выдвигают гипотезы, которые либо в теории, либо опровергаются.
5) используют общие логические структуры
6) в естественных и общественных науках работает принцип причинного объяснения;
Особенности социально - гуманитарного знания:
1. Законы общества, в отличие от законов природы, создаются людьми в процессе их жизнедеятельности.
2. В социально - гуманитарном познании больше, чем естественнонаучном, отмечаются ценностные установки ученого, его социальный статус, конфессиональные и нравственные предпочтения, эмоциональный склад личности, влияние политики государства, интересов различных слоев общества и т.п.
3. В науках об обществе используется телеологический вид объяснения, а также герменевтические процедуры понимания и интерпретации.
4. Социально - гуманитарное познание носит ценностно - оценочный характер: объект не только познается, но и оценивается субъектом.
5. Для социальных наук значимым является индивидуализирующий метод, связанный с рассмотрением единичных вещей (явлений), генерализирующий метод обобщения, имеющий важное значение в естествознании, становится второстепенным.
В настоящее время: вопрос о синтезе естественных и социально - гуманитарных наук.
4). Под объектом понимается тот фрагмент реальности, объективной или субъективной, на изучение которой направлено научное познание.
В качестве объекта социального познания - общество в целом, отдельные сферы общественной жизни, конкретные ее проявления, индивиды, социальные изменения и т.п.
Также в объект социально - гуманитарного познания вписан сам. человек, вовлеченный в общественные связи и коллективные формы деятельности.
Объект социально - гуманитарного познания как сложная система задает адекватные методы своего изучения: объяснительные и интерпретационные подходы, понимающие методики, статистически вероятные методы и пр.
Предмет социально — гуманитарных наук: нет единства. М.М. Бахтин: предметом является общество, история, культура, личность. Г. Гегель: «целесообразная деятельность людей», Г.Риккерт: «процессы культуры», «культурное человечество».
Предметом социально - гуманитарных наук является не просто человек, а человек в системе «человек и мир», «человек и общество».
5). Особенностью социального познания является ее преимущественная ориентация на качественную сторону явлений, что делает использование математического аппарата весьма затруднительным.
Наличие в социальных явлениях и процессах общего, однородного позволяет применить к ним количественные методы исследования.
Применение количественных методов в СГН — становится все более широким.
Экономика, социология - достаточно широко, история, психология и т.п. - только начинается.
Вместе с тем: недопустимость абсолютизации количественных методов. Использование математических методов без выяснения качественной определенности изучаемых явлений не дает эффекта.
Использование математических методов в социально гуманитарных науках - вспомогательное средство, а не определяющее. Многие явления социальной жизни они охватить не могут, особенно такие глубинные структуры сознания, как воображение, интуиция, фантазия, неосознаваемое и т.п.