Содержание и цели общения

Тема №1: «Общая характеристика процесса общения»

                                         План.

1. Понятие о психологии, психологии общения.

2. Предмет психологии общения.

3. Изучение проблемы общения.

4. Содержание и цели процесса общения.

5. Структура и средства процесса общения.

6. Основные функции процесса общения.

7. Основные виды процесса общения.

 

 Психология (от греч. «психо» — душа, «логос» — учение, знание «знание о душе»)- это наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы (что иногда называют душой) с целью объяснить поведение человека, а также особенности поведения людей, отдельных групп и коллективов.

Психология общения – это раздел психологии, изучающий закономерности общения и взаимодействия людей, решает проблемы общения и взаимоотношений между людьми.

Психология общения изучает:

1) Закономерности общения и взаимодействия людей;

2) Роль общения в системе межличностных отношений.

Предметом психологии общения является специфика (особенности) процессов общения.

Предмет психологии общения исследует такие явления, как:

o восприятие и понимание людьми друг друга,

o подражание,

o внушение и убеждение,

o сплоченность и конфликтность;

o  совместную деятельность

o  межличностные отношения.

                          

                      Изучение проблемы общения.

 

Началом разработки проблемы общения в отечественной психологии принято считать 20–30-е гг. XX в.

Первые попытки осветить эту проблему среди отечественных ученых предпринял В. М. Бехтерев; в его лаборатории был проведен ряд экспериментов по изучению различных сторон проблемы общения.                                 Он также указывал, что способы общения членов группы зависят от конкретных характеристик коллектива: его размера, содержания совместной деятельности, ситуации, в которой осуществляется взаимодействие.

В начале XX в. В. Н. Мясищев под руководством В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского участвовал в организации и проведении первых экспериментальных работ по изучению общения в условиях коллективной деятельности.

Во второй половине XX столетия проблема общения в отечественной психологии начинает выделяться в самостоятельное научное направление.                  В 1967 г. Б. Д. Парыгин в книге "Социальная психология как наука" выделил проблему общения в качестве предмета изучения социальной психологии.                     С того времени общение стало предметом интенсивного научного изучения.

Особый вклад в изучение проблемы общения были вложены А.А. Леонтьевым, Б.Г. Ананьевым, А.А.Бодалевым и др.

Изучение проблемы общения в настоящее время стало одним из центральных направлений исследований психологии, что объясняется потребностью современности получить достаточно полную картину психической жизни человека в контексте действия социальных факторов (общения, в частности), которые эту жизнь определяют, а также научиться данные факторы эффективно использовать.

 

Психология общения встречается в любой сфере деятельности, где работает больше двух людей.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует.

Общаться —значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют.

Дж. Рокфеллер говорил: «Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

 

Общение это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, осуществляемый между людьми как равными партнерами, приводящий к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании.

Общениеэто процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Субъектами общения могут являться не только люди, но и другие живые организмы, но лишь на уровне человека процесс общения опосредован речью и становится осознанным.

В общении они передают друг другу разнообразную информацию:

- обмениваются мнениями, суждениями, знаниями, убеждениями, идеями, результатами своей деятельности;

- заявляют о своих потребностях, интересах, целях; приобретают практические умения и навыки;

 - усваивают нравственные принципы и правила этикета, обычаи, обряды, традиции;

 - ведут поиск путей и мер преодоления возникающих трудностей и проблем; принимают коллективные решения.

Общение – это сложный многогранный процесс, изучаемый разными науками:

- психологией,
- философией,
- социологией,
- педагогикой,
 и многими др.

Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, учебном заведении и вообще в обществе. Это так называемая микросреда общения, в которой человек познает более широко социальный мир и общается с ним, т.е. испытывает ее влияние.

Микросреда — это ближайшее окружение, все то, что непосредственно влияет на человека. В ней он формируется и реализует себя как личность.

Макросреда – это общение с наукой, культурой, идеологией, законами, общественными нормами.

Местом встречи микро- и макросреды, гранью, на которой они взаимодействуют, является малая группа, где протекает жизнь каждого из нас.





Содержание и цели общения.

                                       Содержание общения – это:

- информация, передаваемая в межиндивидуальных контактах от одного живого существа другому (например, учитель математики объясняет ученикам теорему Пифагора);

- сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии человека или другого живого существа (удовлетворенность, радость, гнев, печаль и т.д.);

- передача умений и навыков (учитель физкультуры обучает спортсменов технике прыжка в высоту);

- групповая деятельность (подготовка к мероприятию, бригада каменщиков строит дом).

- информация о состоянии внешней среды;

- сигналы об опасности или присутствии где-то положительных факторов и т.п.

Содержание общенияэто информация об объективных и психологических фактах от одного человека или группы людей  к другому человеку или группе людей в процессе межличностных контактов.

Цель общения:удовлетворение различных потребностей и общение ради его самого.

Цель общения определяется целью той деятельности, в рамках которой оно осуществляется (передать или получить информацию, понять другого человека, воздействовать на него).

По целям (мотивам) общение разделяется на модальное и диктальное общение:

· Модальное общение имеет место тогда, когда мотивы общения лежат в пределах самого общения и люди получают удовольствие от самого процесса общения или занимаются «выяснением отношений».

· Диктальное общение – передача информации, побуждение партнера по общению, желание изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку – в этих случаях говорят о мотивах общения, лежащих за его пределами.

                                         Средства общения.

Чтобы общение между людьми стало возможным необходимы определенные средства, с помощью которых налаживается и поддерживается связь.

Средства общенияэто те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Общение осуществляется при помощи вербальных и невербальных средств.

Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная словесная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.

Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:
1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;
2) монологическую речь – речь, которую произносит один человек.

Вербальные — это речевые средства общения (лат. verbalis — устный, словесный). Вербальные средства общения — это речь, язык, слово.

Речь как средство вербального общения является одновременно и источником информации, и способом воздействия на собеседника.

Невербальные средства общения (с применением жестов, мимики и интонации).

                       

 К средствам общения относятся:

· язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения;

· интонация – эмоциональная выразительность речи, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;

· мимика, жесты, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;

· расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных и национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.



Структура общения

Структура (стороны) общения (по Г.М. АНДРЕЕВОЙ)

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной.

· коммуникативная - включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди используют язык как одно из важнейших средств общения;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: