Тема №1: «Общая характеристика процесса общения»
План.
1. Понятие о психологии, психологии общения.
2. Предмет психологии общения.
3. Изучение проблемы общения.
4. Содержание и цели процесса общения.
5. Структура и средства процесса общения.
6. Основные функции процесса общения.
7. Основные виды процесса общения.
Психология (от греч. «психо» — душа, «логос» — учение, знание «знание о душе»)- это наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы (что иногда называют душой) с целью объяснить поведение человека, а также особенности поведения людей, отдельных групп и коллективов.
Психология общения – это раздел психологии, изучающий закономерности общения и взаимодействия людей, решает проблемы общения и взаимоотношений между людьми.
Психология общения изучает:
1) Закономерности общения и взаимодействия людей;
2) Роль общения в системе межличностных отношений.
Предметом психологии общения является специфика (особенности) процессов общения.
Предмет психологии общения исследует такие явления, как:
o восприятие и понимание людьми друг друга,
o подражание,
o внушение и убеждение,
o сплоченность и конфликтность;
o совместную деятельность
o межличностные отношения.
Изучение проблемы общения.
Началом разработки проблемы общения в отечественной психологии принято считать 20–30-е гг. XX в.
Первые попытки осветить эту проблему среди отечественных ученых предпринял В. М. Бехтерев; в его лаборатории был проведен ряд экспериментов по изучению различных сторон проблемы общения. Он также указывал, что способы общения членов группы зависят от конкретных характеристик коллектива: его размера, содержания совместной деятельности, ситуации, в которой осуществляется взаимодействие.
В начале XX в. В. Н. Мясищев под руководством В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского участвовал в организации и проведении первых экспериментальных работ по изучению общения в условиях коллективной деятельности.
Во второй половине XX столетия проблема общения в отечественной психологии начинает выделяться в самостоятельное научное направление. В 1967 г. Б. Д. Парыгин в книге "Социальная психология как наука" выделил проблему общения в качестве предмета изучения социальной психологии. С того времени общение стало предметом интенсивного научного изучения.
Особый вклад в изучение проблемы общения были вложены А.А. Леонтьевым, Б.Г. Ананьевым, А.А.Бодалевым и др.
Изучение проблемы общения в настоящее время стало одним из центральных направлений исследований психологии, что объясняется потребностью современности получить достаточно полную картину психической жизни человека в контексте действия социальных факторов (общения, в частности), которые эту жизнь определяют, а также научиться данные факторы эффективно использовать.
Психология общения встречается в любой сфере деятельности, где работает больше двух людей.
В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует.
Общаться —значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют.
Дж. Рокфеллер говорил: «Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».
Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, осуществляемый между людьми как равными партнерами, приводящий к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании.
Общение — это процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Субъектами общения могут являться не только люди, но и другие живые организмы, но лишь на уровне человека процесс общения опосредован речью и становится осознанным.
В общении они передают друг другу разнообразную информацию:
- обмениваются мнениями, суждениями, знаниями, убеждениями, идеями, результатами своей деятельности;
- заявляют о своих потребностях, интересах, целях; приобретают практические умения и навыки;
- усваивают нравственные принципы и правила этикета, обычаи, обряды, традиции;
- ведут поиск путей и мер преодоления возникающих трудностей и проблем; принимают коллективные решения.
Общение – это сложный многогранный процесс, изучаемый разными науками:
- психологией,
- философией,
- социологией,
- педагогикой,
и многими др.
Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, учебном заведении и вообще в обществе. Это так называемая микросреда общения, в которой человек познает более широко социальный мир и общается с ним, т.е. испытывает ее влияние.
Микросреда — это ближайшее окружение, все то, что непосредственно влияет на человека. В ней он формируется и реализует себя как личность.
Макросреда – это общение с наукой, культурой, идеологией, законами, общественными нормами.
Местом встречи микро- и макросреды, гранью, на которой они взаимодействуют, является малая группа, где протекает жизнь каждого из нас.
Содержание и цели общения.
Содержание общения – это:
- информация, передаваемая в межиндивидуальных контактах от одного живого существа другому (например, учитель математики объясняет ученикам теорему Пифагора);
- сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии человека или другого живого существа (удовлетворенность, радость, гнев, печаль и т.д.);
- передача умений и навыков (учитель физкультуры обучает спортсменов технике прыжка в высоту);
- групповая деятельность (подготовка к мероприятию, бригада каменщиков строит дом).
- информация о состоянии внешней среды;
- сигналы об опасности или присутствии где-то положительных факторов и т.п.
Содержание общения – это информация об объективных и психологических фактах от одного человека или группы людей к другому человеку или группе людей в процессе межличностных контактов.
Цель общения:удовлетворение различных потребностей и общение ради его самого.
Цель общения определяется целью той деятельности, в рамках которой оно осуществляется (передать или получить информацию, понять другого человека, воздействовать на него).
По целям (мотивам) общение разделяется на модальное и диктальное общение:
· Модальное общение имеет место тогда, когда мотивы общения лежат в пределах самого общения и люди получают удовольствие от самого процесса общения или занимаются «выяснением отношений».
· Диктальное общение – передача информации, побуждение партнера по общению, желание изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку – в этих случаях говорят о мотивах общения, лежащих за его пределами.
Средства общения.
Чтобы общение между людьми стало возможным необходимы определенные средства, с помощью которых налаживается и поддерживается связь.
Средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.
Общение осуществляется при помощи вербальных и невербальных средств.
Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная словесная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.
Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:
1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;
2) монологическую речь – речь, которую произносит один человек.
Вербальные — это речевые средства общения (лат. verbalis — устный, словесный). Вербальные средства общения — это речь, язык, слово.
Речь как средство вербального общения является одновременно и источником информации, и способом воздействия на собеседника.
Невербальные средства общения (с применением жестов, мимики и интонации).
К средствам общения относятся:
· язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения;
· интонация – эмоциональная выразительность речи, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;
· мимика, жесты, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;
· расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных и национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
Структура общения
Структура (стороны) общения (по Г.М. АНДРЕЕВОЙ)
Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной.
· коммуникативная - включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди используют язык как одно из важнейших средств общения;