Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить
с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.
Структура информационного проекта: получение и обработка информации,
результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.
Творческие проекты
Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности
участников. Она только намечается, и далее развивается, подчиняясь конечному
результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о
форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник,
оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко
продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.
Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной
деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают
взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир;
ребенок – общество и его культурные ценности.
|
|
Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву
(выражение субъективного отношения, доставления радости, оказание помощи,
совместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества
(игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое,
художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме
представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм,
концерт, праздник, презентация).
Для примера приведен фрагмент «сочинения» дошкольниками музыки к
придуманному ранее тексту сказки. Поначалу мелодия не складывалась, пришлось
додумывать и изменять саму сказку.
Решили заодно нарисовать к ней иллюстрации. Коллективное творчество
принесло свои плоды.
Игровые (приключенческие) проекты
Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на
себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут
быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные
или деловые отношения в придуманных ситуациях.
Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом
деятельности все-таки является ролево-игровая.
Практико-ориентированные проекты
Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на
социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-
ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).
|
|
Открытые проекты
Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы.
Педагоги и дети не испытывают трудности, поскольку хорошо знают творческие
возможности и социальные качества друг друга; имеют представление о
предметно-пространственной среде группы. Однако замыкаться в своем коллективе
не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его
социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с
другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить
новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Аналогичный процесс
происходит и в смешанной по возрасту группе. Младшие дошкольники в таких
условиях получают возможность осваивать окружающий мир при участии старших,
а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения.
Более трудны в организации контакты и проекты внутри ДОУ (например,
«День смеха», «Неделя сказки»). Они требуют высокого уровня развития
управленческих (творческих, организаторских) умений у педагогов, поскольку
обходимо определить актуальную проблему, продумать условия и форм у детских
или детско-взрослых проектов.
Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей,
учреждениями культуры, общественными организациями. Но именно они дают
высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его
жизнедеятельности.