- совокупность учений, восходящих к идеям Пифагора и связанных с деятельностью самого Пифагора и созданного им Пифагорейского союза с 6 в - до н.э. по средину 5 в. н. э.
- ранний (доплат-й) 6-4 вв. до н.э.
-платонизирующий Древней Академии – 4 в. до н.э.
-эллинистический (средний) – 4-1 вв. до н.э.
-неопифагореизм - с 1в. до н.э. по 5 в н.э.
Пифагорейский союз
- религиозно-философское о-во (братство) в Кротоне (Южная Италия);
-с ритуализированным уставом, общностью имущества («у друзей все общее»);
-принимались только после многолетних испытаний;
- жесткой иерархией, обетом неразглашения тайн учения, высочайшим авторитетом П. – («Сам сказал», приписывание учителю всех открытий, легендами о Пифагоре, сходными с Евангелиями, чтили как посланца Зевса, пророка);
- сосредоточенного на проблеме спасения.
-Но был первоначально и политической партией, религиозно-политическим орденом с огромным политическим влиянием по всей Южной Италии (взяли власть в Кротоне). Антидемократические идеи и политика. Был разгромлен в результате антипифагорейского восстания на рубеже 6-5 вв. Центр переместился в Тарент и в другие города.
|
|
-деление на акусматиков (эксотерики,фольклорно-религиозная партия – заучивали «акусмы»-символы-бездоказательные космол.,эсхатол ., этич-е максимы) и математики (арифметика, геометрия, астрономия, гармония)
5.1.Пифагор Самосский (570-496 гг. до н.э.)
- жил на о. Самос (Иония). Учился в Милете у Анаксимандра. В Египте и Вавилоне изучал математику и астрономию. В Кротоне (Южная Италия) создал религиозно-филосфскую школу –Пиф-й союз, объединив орфические секты. Антипифагорейское восстание.Школа сожжена. Многие погибли. Либо тоже погиб. Либо скрывался и умер, либо скрывался и уморил себя голодом. Орфические истоки.
Онтология и гносеология
- в основе всего числа (вещи как сумма конечного количества элементарных материальных частиц) и пространственные и числовые отношений (пропорции) между частицами и вещами – вначале. Числа здесь живые, действенные, материальные частицы, имеющие конкретные качества, формы, разделенные пустотой, чувственно воспринимаемые (их можно видеть и слышать как музыкальные тоны).
- Числа здесь неотделимы от вещей
- Все вещи из чисел и из подражания числам.
-Считали единицу мельчайшей частицей всего.
- Порядок во Вселенной и о-ве образуют числа и числовые отношения.
- Число основа упорядоченности (порядка – ряда в отличие от хаоса) и познаваемости.
- Геометризация арифметики и математизация геометрии. Точка (единица) – линия – плоскость- тело. Геометризация физики - предвосхищение математической физики, геометризации и математизации геометрии и физики – Декарт.
- Позже, превращение чисел в самодовлеющие божественные сущности, отличные от вещи прообразы вещей (идеалистическая тенденция)
|
|
- абсолютизация числа вела к мистике чисел;
- установление математических отношений в астрономии, музыке, скульптуре, архитектуре;
-Теории симметрии, гармонии, «золотого сечения». Высота звучания - от длинны струны.
-Учение о противоположностях и бинарных категориях «предел-беспредел», конечное-бесконечное, чет-нечет, единое-многое, правое-левое, мужское-женское, покоящееся-движущееся, прямое-кривое, свет-тьма, хорошее-дурное, четырехугольное –разностороннее.
-Гармония – сочетание противопол-й.- высший мировой закон Гармония небесных сфер. Пифагор якобы слышал эту музыку
−Кто привел собственную природу в гармонию - способен отразить гармонию божественную
Антропология и этика, учение о душе.
-Вера в нематериальность и бессмертие души (от орфиков)
-понимание смысла жизни как очищения души и освобождения от тела (от орфиков, но у них нет повторного воплощения души в теле)
- высшая этическая цель - очищение (катарсис) – (тело- через вегитарианство, аскезу, а душа через познание музыкально-числовой структуры космоса
- идея метемпсихоза (реинкарнации). Чем больше грешен человек, тем ниже животное тело для искупления вины, перевоспитания и освобождения от телесного (из круговорота перевоплощений), одухотворение, дисциплину нравов, победу над страстями, отвращения от чувственных насл-й. П и щенок, которого били (душа друга).
- память предков (передаче вины и достижений) по наследству. П. помнил 14 своих инкарнаций (зачатки теории анамнесиза Платона)
- идея родства всех живых существ (переход на бескровные жертвы)
- В сфере социальной задача – нравственное очищение о-ва, порядок, соразмерность и гармония в о-ве (а не хаос, беспорядок, неопределенность которые есть зло). Не внешние блага главное, а развитие наук.
5.2.Филолай (около 470 г.днэ).
- предметом строго познания может быть лишь то, что доступно количественному измерению
(предтеча позиции- книга природы написана языком математики, в науке столько науки, сколько математики)
6 .Эмпедокл и Анаксагор
Эмпедокл ( 490-430 гг. до н.э.)
- полит. д-ть, вождь дем-й партии, оратор, врач и чудотворец (шаман-знахарь);
-учился в Египте искусству пророчества и врачевания. С него нач-ся история европ-й медицины. Основал школу риторики в Сицилии. Ходил по городам в экстравагантной одежде, со свитой и распространял славу о себе
-истоки – синтез ионийской физики, элейской метафизики бытия и пифагорийского учения о пропорциях. Космогония – наследие Анаксимандра и Гераклита.
Онтология
-Как бы возвращается к милетцам. Но они монисты – одна стихия.
- Эмпедокл – плюралистическая модель мира.
- против элейцев, что первоначало едино, неизменно и неподвижно. Из одного начала не объяснить качественное многообразие.
- В основе мира 4 элемента (ионийские стихии) –огонь, воздух, вода, земля. – корни всех вещей. В разных пропорциях дают все многообразие явлений мира. Пропорцией вещи отличаются. Смешиваясь, первоэлементы остаются неизменными
- Согласен с элеатами в том лишь, что небытия нет и невозможен переход небытия в бытие и обратно. Рождение и гибель лишь имена, за которыми стоит соединение и разъединение.
- Элементам присущее стремление к сближеению и отталкиванию - Любовь и Вражда.
- Космос предстает как чередование циклов любви и вражды. Эпоха любви – единства, сменяется враждой – разобщенность
Гносеология
В гносеологии – ощущения – «истечение», отделение от материальных объектов и проникновение в поры органов. Теория «пор» и «истечения». Подобное познается подобным. Если строение органов иное то не воспринимаются. Истина достигается только разумом. Субстрат сознания- кров.
|
|
- В религиозной части (работа «Очищения») – орфико-пифагор-ое учение о грехопадении и ее перевоплощение в низшие организмы как наказание и освобождение от круга рождений через очищение. Для очищения осознать вину, которая передается от поколения к поколению и постичь моральный закон. Кто познал – очищается и становится пророком, врачем, царем и возносится к богам
Анаксагор (500-428) «О природе»
- родом из г. Клазомены в Ионии. Отказался от богатства в пользу родных. Жил в Афинах, где не мог стать полноправным гр-ном. С него начинается философия в Афинах. Близок Периклу. Активно занимался науками. Небесные тела – глыбы,оторвавшиеся от Земли. За это обвинен в непочтительности к богам и изгнан и Афин. Вернулся в Ионию и основал школу для детей и завещал годовщину смерти отмечать каникулами
Онтология
- воздействие милетской школы и Парменида
- В осное мира – Семена вещей и Нус (ум)
- Семена вещей (Гомеомерии) – бесконечное множество разнокачественных, мельчайших чувственно невоспринимаемых частиц. Делясь до бесконечности, они не доходят до предела и сохраняют свои качества.
- Принцип «все во всем». Все смешано со всем (принятие хлеба и переход его в мясо, костим, кров. …..). Каждая вещь содержит и семена других вещей, отсюда возможности взаимопревращения (снег в воду т.к. в нем уже есть она). Качество вещей определяется преобладающими частицами.
- Начальное состояние мира – неподвижная бесформенная смесь семян
- Затем быстрое вращательное движение сообщенное внешним агентом –Умом (Нусом)
- под действие вращение дифференциация и сепарация, соединение семян с себе подобными, образование однородных вещей и их систем. Но полного обособления не может быть, ибо все во всем. Количество в-ва остается неизменным ибо никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующего и разделяется.
Нус (ум) – наилегчайшая из вещей, которая ни с чем не смешивается, имеет полное знание обо всем и величайшую силу будет заимствовано Аристотелем – «вечный перводвигатель», «первый толчок» в новое время.
|
|
- отрицание пустоты, признание бесконечной делимости в-ва, признание относит-ти мельчайшего.