С точки зрения использования времени, Р. Стюарт выделила следующие типы руководителей:
· Эмиссары - большую часть проводящие за пределами организации.
· Писатели - в основном заняты составлением и чтением документов.
· Любители дискуссий - весь рабочий день общаются с окружающими.
· Аварийщики – их рабочий день состоит из фрагментов, заполнен множеством эпизодических контактов.
· Члены комитетов – завсегдатаи внутренних совещаний и официальных встреч.
С точки зрения подходов к руководству выделяют так называемых руководителей вчерашнего дня и современных (табл. 11.2). Прежние руководители как на Западе, так и в нашей стране были в основном так называемыми хозяйственниками – занимались снабжением, ликвидацией сбоев в технологических процессах, руководством подчиненными, но не обладали правом принимать самостоятельные решения и рисковать. Современные их коллеги имеют широкую свободу действий, ориентированы на инновации и интеграцию всех сторон жизни организации.
|
|
Таблица 11.2
Различия между руководителями
Руководитель вчерашнего дня | Современный руководитель |
Исходит из интересов фирмы | Исходит из интересов дела |
Ставит цель исходя из внутренних возможностей фирмы | Ставит цель исходя из возможностей, предоставляемых окружением, и ищет необходимые для ее достижения ресурсы внутри фирмы и за ее пределами |
Принимает условия и нормы деятельности как неизменные, внешне заданные ограничения | Рассматривает условия и нормы деятельности как нечто, что можно при необходимости менять |
Относится к людям как к инструменту, с помощью которого он должен решать поставленные задач и | Относится к людям, как к команде единомышленников, которая должна с его помощью решать поставленные задачи |
Связан с окружением опосредованно через организацию и должность | Связан с окружением непосредственно через собственную активную деятельность |
Рассматривает организацию как средство решения задач | Ощущает себя частью организации |
· С точки зрения результатов деятельности руководители делятся на преуспевающих и эффективных. Первые, как показывает анализ, больше внимания уделяют социальной и политической деятельности, обмену информацией и работе с документами, и меньше всего – управлению персоналом, а эффективные – работе с документами и информацией и прежде всего управлению персоналом.