Вопрос 1. Самообслуживание

а). Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личностных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.

Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.

В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Результат, который он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности: оделся – можно идти на прогулку.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка.

б). Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательно. Например, «Посмотрите, как я буду умываться – чисто и аккуратно. Я сначала заверну рукава, потом смочу руки водой. Вот так – говорит воспитатель и сопровождает свои действия пояснениями».

Очень важно при обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек и материалов сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это дает возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

По мере формирования навыков воспитатель постепенно переходит от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивает возможность действовать согласно каждому слову воспитателя.

Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закрепленные навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию. Но важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатель не интересуется результатом их работы. В этом случае дети быстро теряют интерес к умыванию, раздеванию и пр. Оценивая то, как ребенок умылся, убрал игрушки, как повесил белье, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно». Оценка трудовой деятельности должна содержать в себе подчеркивание в данный момент достижений ребенка и того, что еще плохо получается.

В организации самообслуживания дошкольников необходимо единство требований со стороны педагогического коллектива.

(Методы самообслуживания по группам стр. 56-65 - самостоятельно по книге: Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. М., 1983.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: