Лекция 1. Побег от полиции? Что делать при задержании сотрудниками полиции
· Не следует убегать от сотрудника полиции
· Не следует употреблять нецензурные выражения при разговоре с полицейским (подобное карается штрафом в размере до 40000 рублей)
· Не следует угрожать убийством – может быть возбуждено уголовное дело по факту угрозы сотруднику правоохранительных органов (срок заключения до 2-х лет)
· Не следует вступать в драку с полицейским (дракой может считаться даже отрыв погона от формы сотрудника) (срок до 5-и лет)
· Ни в коем случае не применять и даже демонстрировать оружие или его макеты (срок до 20-и лет)
· Не следует сопротивляться аресту, не следует кричать и угрожать, или требовать адвоката; постарайтесь сохранить хладнокровие и дождитесь, когда вас привезут в отделение, где вы сможете изложить все свои просьбы, требования (например, звонок адвокату) и жалобу компетентному лицу (следователю или дознавателю)
· Задержание – это лишение свободы передвижения
· Решение о задержании принимает следователь
|
|
· Задержание может произойти в ходе следственного действия
Лекция 2. Нарушение прав? Как правильно писать жалобу на правоохранительные органы
· Если ваши права были нарушены сотрудниками полиции, вам необходимо жаловаться в прокуратуру
· В шапке жалобы необходимо написать все свои установочные данные и контакты
· В основном поле необходимо чётко и кратко изложить суть конфликта; попросить установить истину и наказать виновных, а также проинформировать вас в отведенные законом сроки
· Не следует просить кого-нибудь уволить или посадить в тюрьму
· По закону вам должны ответить в течение не более 30 дней
· Можно писать одну жалобу в несколько инстанций: на начальника сотрудника, совершившего правонарушение, в прокуратуру и в вышестоящую прокуратуру
Лекция 3. Что делать, если к вам пришла полиция?
· Если к вам в дверь стучатся люди, представляющиеся сотрудниками полиции, необходимо, НЕ ОТКРЫВАЯ ДВЕРЬ, попросить их назвать свои ФИО, звание, должность, подразделение, номер удостоверения и номер отделения, в котором они работают
· Говорите им громко и чётко «Сейчас я позвоню в вашу дежурную часть»
· Если это мошенники и они пытаются скрыться, звоните дежурному и сообщайте о правонарушении
· Если они продолжают стоять у двери, позвонить дежурному и спросить, работают ли данные сотрудники в таком-то отделе
· Если дежурный дает отрицательный ответ, сообщите о правонарушении
· Вы должны знать своего участкового в лицо
· Рекомендуется звонить по номеру 112 (разговор записывается)
|
|
· Выяснив, что за дверью действительно сотрудник, не спешите открывать дверь. Спросите о цели визита
· Если это не обыск (на проведение которого требуется постановление), то открыв дверь, НЕ ВПУСКАЙТЕ сотрудника в квартиру, а выходите для разговора на лестничную площадку, предварительно ПО ВОЗМОЖНОСТИ попросив родных проследить за происходящим через глазок
· Если вы чувствуете, что что-то не так, позвоните в дверь к соседям – пусть у вас будут свидетели
Лекция 4. Проверка паспорта полицией | Как проверяют документы на улице?
· Требование сотрудника полиции предъявить документы должны быть ЗАКОННЫМИ и ОБОСНОВАННЫМИ
· Имейте при себе либо паспорт, либо его копию
· Если вас доставили в отделение для выяснения личности, то содержать там вас могут не более 3-х часов
· По истечении 3-х часов с вами могут провести профилактическую беседу; время пребывания в участке может увеличиться, в связи с занятостью сотрудника, который будет её проводить
· Причины проверки документов: убедиться, что вы тот, за кого себя выдаете, посмотреть прописку, временную регистрацию
· Личный обыск при проверке документов не производится
· Если при разговоре с сотрудником вы ведете себя агрессивно, на вас могут надеть наручники и «обхлопать», дабы удостовериться, что у вас, например, нет оружия; «обхлопывание» не является обыском
· Если сотрудник что-то нашел, он должен сначала попросить вас добровольно отдать ему обнаруженный предмет; вам решать, выполнять ли его просьбу или требовать оформления личного обыска
· В отделении МОЖНО вести съемку; сотрудники полиции НЕ МОГУТ запрещать вам снимать общение с ними на камеру
· В московском метрополитене сотрудники имеют на груди видеорегистраторы, при обращении к вам они обязаны его включить (должен загореться красный индикатор)
· Если вы считаете, что проверка документов необоснована, звоните в 02 (112) и подавайте жалобу
· В ОСОБО серьезных случаях можно позвонить в Управление собственной безопасности (495) 239-07-30 и своему адвокату
· Бесплатная «горячая линия МВД России» 8-800-222-74-47 (для сообщений о преступлениях и иных правонарушениях, совершённых либо совершаемых в реальном времени сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации. По «телефону доверия МВД России» не предоставляются сведения справочно-информационного характера и не оказываются консультационные услуги).
· Не избегайте общения с сотрудниками полиции (резко изменив направление движения, ускорив шаг и т.п.) – тем самым вы только привлечете к себе внимание
Лекция 5. Проверка документов на улице | Какие обязанности полицейского?
· Причины для проверки документов (статья 13.2 ФЗ о полиции): подозрение в совершении преступления, подозрение, что человек в розыске, если есть ОСНОВАНИЯ для задержания, если совершено или совершается административное правонарушение, проверка лицензии, специального разрешения и т.п.
· На практике проверка документов осуществляется в 3-х случаях: при совершении административного правонарушения, при НАЛИЧИИ ОСНОВАНИЙ подозревать вас в совершении преступления, для выяснения места регистрации
· При обращении к вам сотрудник полиции должен: представиться (ЧЕТКО И ЯСНО назвать ФИО, подразделение, звание, должность), назвать цель и причину обращения (статья 5.4 ФЗоП)
· У сотрудников должен быть нагрудный знак, запишите его номер
· Если сотрудник обращается К ВАМ, вы вправе попросить удостоверение, и он НЕ МОЖЕТ вам отказать; предоставить удостоверение необходимо в РАСКРЫТОМ ВИДЕ до ПОЛНОГО ОЗНАКОМЛЕНИЯ, однако, без передачи в руки
· Паспорт гражданина отдается в руки сотруднику
· Если сотрудник предлагает показать содержимое карманов, объясните, что личный обыск – это отдельная процедура, требующая должного оформления и присутствия понятых
|
|
· Если имеются ВЕСКИЕ основания для подозрений, вас должны доставить в отделение и там всё оформить
· Сотрудник полиции первым делом обращает внимание на изначальную реакцию гражданина, внешний вид и поведение
· Если вас доставили в отделение, то задержать до выяснения личности могут не более, чем на 3 часа, и до 48 часов, в случае подозрения в уголовном правонарушении
· Жалобы направлять в прокуратуру и вышестоящему начальнику
· При составлении жалобы указать номер удостоверения/нагрудного знака сотрудника, совершившего правонарушение, описать правонарушение (где, когда, обстоятельства), указать свидетелей (если имеются), их контакты, озвучить факт жалобы и просьбу разобраться и привести виновных к административной ответственности с письменном уведомлении о принятом решении
· Жалобу рекомендовано направлять через канцелярию или почтой с уведомлением о вручении
Лекция 6. У вас есть право на телефонный звонок! | Кому звонить при задержании?
· Отчет 3-х часов ведется с момента ДОСТАВЛЕНИЯ к следователю/дознавателю, а не задержания
· Протокол задержания составляется в течение 3-х часов с момента доставления к следователю
· Следователь сам должен обеспечить телефонный звонок
· Сообщить можно ТОЛЬКО о своем задержании и месте нахождения
· Звонить можно: близким родственникам (отец, мать, супруг(а), родной брат/сестра), близким лицам (круг данных лиц четко не очерчен)
· Наиболее грамотным решением будет звонок АДВОКАТУ
· Протокол задержания с отметкой о телефонном звонке подписывается вами собственноручно
· Вы вправе вносить в протокол любые жалобы СОБСТВЕННОРУЧНО
· У вас есть право на РАЗГОВОР, а не на простой звонок
· В случае вашего отказа от телефонного звонка, следователь сам уведомляет ваших близких о задержании в течение 3-х часов с момента доставления; для этого вы обязаны предоставить контакты
· При АДМИНИСТРАТИВНОМ задержании права на звонок НЕ предусматривается; возможно только уведомление близких в течение 3-х часов
|
|
· В праве на телефонный звонок может быть ЗАКОННО ОТКАЗАНО в случае, например, если следователь хочет сохранить факт задержания в тайне для установления истины по делу,
· Отказ должен быть МОТИВИРОВАН ПОСТАНОВЛЕНИЕМ с указанием причин отказа
· Право на телефонный звонок НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОГРАНИЧЕНО
· Если вам отказывают в праве на звонок, укажите это в протоколе
· На допросе, ЕСЛИ ВЫ ВЫЗВАЛИ АДВОКАТА, вы должны говорить «Я отказываюсь давать показания без своего адвоката»
Лекция 7. Как говорить с полицией? | Разговор с полицейским 10 полезных фраз