Дети, имеющие трудности в развитии, очень разные не только по своим личностным особенностям, но и по характеру проявлений, требующих коррекции. Однако в работе с ними есть общие принципы, которые подходят всем проблемным детям:
1) Помнить о трудностях ребенка.
2) Все время помнить о коррекционных целях.
3) Следовать за ребенком (свободный подход к заданиям, учитывающий интересы ребенка, его состояние и возможности).
4) Установление с ребенком доверительных отношений, открытость в общении.
5) Творческое взаимодействие, усиление мотивации ребенка, повышение его самооценки.
6) Простота поставленной перед ребенком задачи (возможность получить результат).
7) Регламентация работы ребенка во времени (в соответствии с периодом возможной концентрации его внимания).
Есть также вариативные методы, которыми можно пользоваться в разных случаях. К ним относятся выбор темы, использование различных материалов (различные краски, пластилин и т.д.) и приемов работы с ними. Важную роль здесь играет знание, как и с помощью чего можно получить необходимый результат, как к какому ребенку подойти, чем привлечь, как удержать внимание ребенка и т.п. Все это зависит от состояния ребенка, характера его проблем, его возможностей, интересов и т.д., вплоть до настроения. Если интеллект у ребенка сохранный и его проблемы относятся к невротическим или психологическим, то занятия с ним больше похожи на психотерапию.
Особенности детей во многом ограничивают направления поиска. Если у ребенка очень низкий интеллект, или он не понимает речь, или не говорит сам, то осложняется общение, и тогда терапевтический процесс сводится в основном к эмоциональному воздействию. При этом можно решать некоторые коррекционные задачи: заниматься сенсорикой, или моторикой, или пространством. Здесь уже терапевтическое воздействие и коррекция тесно переплетаются.