На иностранных языках

1. Stockhausen K. Texte zur elektronischen und instrumentalen Musik. Bd. 1: Aufsätze 1952—1962 zur Theorie des Komponierens. — Köln, 1963

2. Stockhausen K. Texte zur Kunst Anderer, Aktuelles. Bd. 2: Aufsätze 1952—1962 zur musikalischen Praxis. — Köln, 1964

3.

4. Stockhausen K. Texte zur Musik 1963—1970. Bd. 3: Einführungen und Projekte, Kurse, Sendungen, Standpunkte, Nebennoten. — Köln, 1971

5. Stockhausen K. Texte zur Musik 1970—1977. Bd. 4: Werk-Einführungen, Elektronische Musik, Weltmusik, Vorschläge und Standpunkte, Zum Werk Anderer. — Köln, 1978

6. Stockhausen K. Texte zur Musik 1977—1984. Bd. 5: Komposition. — Köln, 1989

7. Stockhausen K. Texte zur Musik 1977—1984. Bd. 6: Interpretation. — Köln, 1989

8. Stockhausen K. Texte zur Musik 1984—1991. Bd. 7: Neues zu Werken vor LICHT, Zu LICHT bis MONTAG, MONTAG aus LICHT. — Kürten, 1998

9. Stockhausen K. Texte zur Musik 1984—1991. Bd. 8: DIENSTAG aus LICHT, Elektronische Musik. — Kürten, 1998

10. Stockhausen K. Texte zur Musik 1984—1991. Bd. 9: Über LICHT, komponist und Interpret, Zeitwende. — Kürten, 1998

11. Stockhausen K. Texte zur Musik 1984—1991. Bd. 10: Astronische Musik, Echos von Echos. — Kürten, 1998

Литература о нем:

1. Велютин А. П. Музыка как язык Вселенной. Творчество Карлхайнца Штокхаузена. — СПб.: Астерион, 2017. ISBN 978-5-00045-427-5. — 64 с.

2. Велютин А. П. Музыка как язык Вселенной. Творчество Карлхайнца Штокхаузена. — СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2017. ISBN 978-5-7379-0903-1. — 104 с.

3. Михайлов А. Некоторые мотивы музыкального авангардизма: Карлгейнц Штокхаузен // Искусство и общество. — М., 1978.

4. Петров В. О. Инструментальный театр Карлхайнца Штокхаузена // Искусствоведение в контексте других наук в Росси и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сборник материалов Международной научной конференции 14-19 апреля 2014 год / Ред.-сост. Я. И. Сушкова-Ирина, Г. Р. Консон. — М.: Нобель-Пресс; Edinbourgh, Lennex Corporation, 2014. С. 405—413.

5. Петров В. О. «Арлекин» для кларнета Карлхайнца Штокхаузена: черты инструментального театра // Музыкальное искусство и образование в XXI веке: история, традиции, перспективы, педагогика и исполнительство: Материалы Российской конференции 12 мая 2014 года / Астраханский музыкальный колледж им. М. П. Мусоргского. — Астрахань, 2014. С. 89-94.

6. Просняков М. Т. «Плюс-Минус» К. Штокхаузена: символ и звучание // Musikkultur in der Bundesrepublik Deutschland. Kassel, Gustav Bosse Verlag, 1994.

7. Просняков М. Т. Космическая музыка Штокхаузена // Корневище 2000: Книга неклассической эстетики. М.: Институт философии РАН, М., 2000.

8. Просняков М. Т. Ритуальная музыка К. Штокхаузена: духовные истоки и реализация.// Новое сакральное пространство. Духовные традиции и современный культурный контекст: Материалы научной конференции. М., 2004. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 47).

9. Просняков М. Т. Живая легенда электроники. Отец «Техно» в музыке. // «Музыка и электроника», 2004, № 4.

10. Просняков М. Т. Легенда и миф новейшей музыки. // «Трибуна современной музыки», N2 (май-август 2005).

11. Просняков М. Т. «Музыка — это искусство координации и гармонии вибраций». Карлхайнц Штокхаузен. // «Музыка для синтезатора», 2006, № 3.

12. Просняков М. Т. Парадигма сферы в творчестве К. Штокхаузена. // AD MUSICUM. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова: Статьи и воспоминания.;mdash; М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2008.

13. Савенко С. И. Музыкальные идеи и музыкальная действительность К. Штокхаузена // Теория и практика современной буржуазной культуры: проблемы критики. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 94 — М., 1987

14. Савенко С. И. Карлхайнц Штокхаузен // XX век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы. Вып. 1. — М., 1995. с. 11-36

 

 

Дополнение:

По мнению Штокхаузена, середина ХХ века ознаменовала конец не только классической культуры Нового времени, но и огромного культурно-исторического цикла всей европейской цивилизации, начавшегося ещё в античности, более двух тысяч лет назад. Соответственно, Новая мировая эпоха началась около 1950 года. 1950 год, по мнению Штокхаузена, «время ноль» этой новой эпохи и новой культуры.

В отличие от европейской классики, где музыка понималась как выражение внутреннего мира человека, как язык чувств, аффектов (XVII-XIX века) или отражение психологических процессов (XIX и начало ХХ века вплоть до Шенберга и Берга), то в представлении Штокхаузена музыка - наиболее тонкая форма космических вибраций (волн), «дыхание» Бога, проявляющееся в Космосе: «Каждый объект в мире вплоть до мельчайшего атома производит волны, которые можно трансформировать в волны акустические... Все производит звуки... Музыка - это Божественное и наивысшее из искусств».

Своим любимым композитором Штокхаузен называет Бога-отца и постоянно подчёркивает, что он не сочиняет свою музыку, а только передаёт получаемые им вибрации и функционирует «как передающее устройство, как некое радио».

Штокхаузен приходит к новому пониманию музыки, развивая и доводя до логического предела определённые стороны романтического мироощущения, которое в своё время явилось сильнейшим фактором, изнутри расшатавшим основы классики.

Разумеется, у Штокхаузена нет абсолютно никаких стилевых пересечений с романтической музыкой, равно как и романтического культа индивидуальности. В то же время романтики (Новалис, Гофман, Вагнер) воскресили древнейшие представления о «духе музыки», скрытом в природе, о музыке как Божественной основе мира, создав тем самым предпосылки для развития идеи музыкальной религиозно-мифологической мистерии как высшей формы и цели искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: