МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. КАНТА
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
«Согласовано» Директор Института гуманитарных наук ______________ Т.В. Цвигун «_____»____________ 20___ г. | «Утверждаю» Руководитель службы обеспечения образовательного процесса _________ К.Л. Полупан «_____»___________20____ г. |
Рабочая программа
учебной дисциплины
«Введение в литературоведение»
для студентов 1 курса
очной формы обучения
направление подготовки 45.03.02 «Лингвистика»
Профиль подготовки:
«Перевод и переводоведение
(Английский язык и второй иностранный язык по выбору)»
квалификация выпускника: бакалавр
Калининград
2020
Лист согласования
Составитель: к.филол.н., доцент кафедры зарубежной филологии, доцент Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта В.В. Малащенко
Менеджер ООП _________________ / Томашевская И.В./
Рабочая программа одобрена научно-методическим советом Института гуманитарных наук, реализующего ООП по указанному направлению
Протокол № ___ от «___» __________ 201____ г.
Председатель научно-методического совета _________________ В.Н. Маслов
Рабочая программа учебной дисциплины пересмотрена «___» _________________ 20__ г.
Внесены следующие изменения (или изменений не внесено): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Менеджер ООП _________________ / Томашевская И.В./
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
курс | количество зачетных единиц / объем часов | контактная работа обучающихся с преподавателем | Самост. работа | Форма контроля | |||||
лекц. | практ. | КСР | часы на аттестацию | часы на контроль | |||||
очная форма обучения | |||||||||
1 | 2 | 72 | 16 | 16 | 2 | 0,25 | 37,75 | Зачет | |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Тематический план (очная форма обучения)
Наименование разделов и тем дисциплины/ модуля | Всего (часы) | В том числе | ||||||
Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | Контроль самос-тоятельной работы | Промежу-точная аттестация | |||||
Контактная работа | Самостоятельная работа | Контактная работа | Самостоятельная работа | Контактная работа | Контактная работа | Самостоятельная работа | ||
Тема 1-2. 1. Введение. Литературоведение как наука. 2. Искусство как форма общественного сознания. Виды искусства. 3. Художественный образ. Образ и знак. 4. Литература как вид искусства. | 3 | 0,3 | 2 | |||||
Тема 3-4. 5. Историко- литературный процесс: основные категории, понятия, термины. 6. Бытие литературы: литературные роды и виды. | 3 | 0,3 | ||||||
Тема 5. 7. Литературное произведение как художественное целое: основные понятия, категории, термины. |
| 2 | 0,3 | 2 |
|
|
|
|
Тема 6-7.8. Образ автора в литературном произведении. 9. Произведение как художественное событие. 10. Сюжет, фабула, композиция сюжета. | 2 | 0,3 | 8 | |||||
Тема 8-9. 11. Произведение как акт художественной коммуникации. 12. Композиция произведения. | 2 | 0,3 | 2 | |||||
Тема 10-11. 13. Поэтика и риторика художественного текста. 14. Риторика художественного текста: тропы, фигуры. 15. Интонационно-ритмическая структура художественного текста: поэзия и проза. 16. Основы теории стихосложения: силлабо-тоническая система и стихосложение XX века. | 2 | 0,3 | ||||||
Тема 12. 17. Жанр и стиль произведения как способы организации целостности литературного произведения. | 2 | 0,3 | 2 | |||||
Итого | 72 | 16 | 2,1 | 16 | 35,4 | 2 | 0,25 | 0,75 |
Контактная работа | 34,25 | 16 | 16 | 2+4 СРП | 0,25 | |||
Самостоятельная работа | 37,5 | 2,1 | 35,4 | 0,75 | ||||
Промежуточная аттестация | Зачет |
Содержание основных разделов курса
№ п/п | Наименование разделов и тем дисциплины/ модуля | Основные понятия (категории) и проблемы, рассматриваемые в теме |
1 | Тема 1-2. 1. Введение. Литературоведение как наука. 2. Искусство как форма общественного сознания. Виды искусства. 3. Художественный образ. Образ и знак. 4. Литература как вид искусства. | Место литературы в ряду других искусств. Предмет и задачи введения в литературоведение. Литературная критика как синтез науки, искусства и публицистики. Поэтика в составе теории литературы как наука об изобразительно-выразительных средствах и о строении литературных произведений: общая поэтика (исследование языка литературно-художественного высказывания и принципов «литературности» текста в их звуковом, словесном, образном строении, «механизма» их порождения), историческая поэтика (рассмотрение эволюции поэтических форм в связи с эволюцией художественного сознания), частная или функциональная поэтика. Происхождение искусства из первобытного синкретического творчества. Его связь с ритуалом, магией, мифологией (их общность и различия в принципах образного освоения действительности). Роль мифологем в развитии художественной образности. Искусство как создание новых («культурных») мифов. Искусство и игра (Аристотель, Ф. Шиллер, Й. Хейзинга об игровом начале в искусстве). Искусство и пограничные сферы духовной культуры, их взаимовлияние. Виды искусства, их классификация. Виды (пространственные, временные и пространственно-временные) искусства (аполлонические/ дионисийские). Экспрессивные и пластические начала в фактуре художественного образа, их смысловое значение. Взаимонезаменимость и самоценность видов искусства. Место художественной литературы в их ряду. Искусство в системе культуры. Специфика искусства и его предмет. Двойственная природа художественного образа как формально-содержательной категории, отражающей эстетические свойства мира в их конкретно-чувственном многообразии. Образ и знак, модель, схема. Подвижность границ между ними. Образ - представление - понятие. Специфический обобщающий и ценностный смысл художественного образа. Его целостность. Художественная литература - искусство слова. Своеобразие ее «материала». Эстетические свойства звучащего слова; его «музыкальность». Интонационная экспрессивность и ритмичность художественной речи как факторы эстетического впечатления. Знаковость слова, его «невещественность» (Лессинг). Отсутствие наглядности и конкретно-чувственной достоверности в словесном изображении. Преодоление знаковости слова в художественной речи; ее обращенность к «внутреннему оку» (Н. Гоголь) читателя. Литература как временное искусство, воспроизводящее явления жизни в их развитии. Литература как отражение действительности, форма ее художественного познания, осмысления, оценки, претворения. Аристотель о поэзии как искусстве «мимесиса», подражающем не тому, что было, но что «возможно». Универсальный охват жизни в ее динамике, общественных и частных конфликтах, связанных с ними событий и поступков, целостных человеческих характеров и обстоятельств в литературе. |
2 | Тема 3-4. 5. Историко-литературный процесс: основные категории, понятия, термины. 6. Бытие литературы: литературные роды и виды. | Литературный процесс в контексте культурно- исторического развития и проблема его периодизации. Эпохи литературного развития и типы художественного сознания (архаическое, традиционалистское и индивидуально-творческое). Понятие художественной системы, творческого метода, литературного направления и течения. Литературные течения и направления в XX веке: реализм, модернизм и другие. Литературное течение, школа, группа. Литературный процесс и читатель. Историко-функциональное изучение литературы. Основные этапы развития теоретико-литературной мысли. Литературные роды как формально-содержательная категория. Принцип деления литературы на роды как теоретическая проблема. Платон и Аристотель о «способах подражания» в поэзии. Философское обоснование Гегелем и В. Белинским различия между литературными родами по содержательным и формальным признакам. Односторонность их трактовки, игнорирующей единство субъективной и объективной сторон (предмета и авторского подхода к нему) в художественном содержании и в творческом процессе. Дискуссионность понятия литературного рода в XX веке. Эпос как изобразительный вид, лирика как экспрессивно-изобразительный вид, драма как изобразительный вид искусства. Пограничные межродовые явления: лиро-эпика, лирическая драма, драма для чтения и др. |
3 | Тема 5. 7. Литературное произведение как художественное целое: основные понятия, категории, термины. | Модусы литературного произведения – образ (модель) мира; художественная концепция жизни; средство художественной коммуникации. Содержание и форма – идея и структура (Ю.М. Лотман). Единство содержания и формы. Понятие художественного приема и его функции. Поэтическая идея, художественная тема, проблематика. Идея, тема, проблема. Тематика и проблематика. Типы проблематики. Идея и структура произведения. Художественность и целостность произведения. Законы художественности: целостность, условность, внутренняя адресованность, индивидуация, генерализация (В.Н. Тюпа). Уровни художественной системы произведения. Структура, система, архитектоника произведения. Эпичность, лиризм, драматизм - типологические свойства художественного содержания. Художественный мир и композиция произведения. Жизнеподобие и условность. Первичная и вторичная условность. Персонаж и структура его образа. Внешний и внутренний облик персонажа. Речь персонажа и ее формы. Типология литературных персонажей. Система персонажей в произведении. Понятие хронотопа. Его виды. Пафос художественного творчества и эйдос литературного произведения. Категория пафоса и его виды: героический, трагический, идиллический, сентиментальный, романтический, юмористический, сатирический, саркастический, трагикомический, драматический. |
4 | Тема 6-7.8. Образ автора в литературном произведении. 9. Произведение как художественное событие. 10. Сюжет, фабула, композиция сюжета. | Автор, герой, перформер. Автор как нарратор: повествование, рассказчик, сказовые формы. Автор в драме, автор и лирический герой, автор и читатель. Организация художественного текста. Сюжет, фабула, композиция. Сюжет как форма воспроизведения общественных и личных конфликтов. Система персонажей: герой, действующее лицо, персонаж. Характер: содержание и структура понятия. Внешние и внутренние действия персонажей в сюжете. Событие и действие. Аристотель о единстве сюжетного действия. Ситуация, конфликт, коллизия, интрига. Виды конфликта. Развитие сквозного конфликта: завязка, перипетии, кульминации, развязка. Воспроизведение устойчивых конфликтов в сюжетах. Сюжетные и внесюжетные эпизоды. Сюжетные линии и их сопряжение. Пролог и эпилог. Хроникальное и концентрическое строение сюжетов. Сюжетные мотивы и их мотивировки. |
5 | Тема 8-9. 11. Произведение как акт художественной коммуникации. 12. Композиция произведения. | Язык, речь, высказывание. Художественное высказывание и текст литературного произведения. Поэтика и риторика художественного текста. Повествовательные стратегии. Нарратор и точка зрения. Композиция текста. Уровни художественного текста. |
6 | Тема 10-11. 13. Поэтика и риторика художественного текста. 14. Риторика художественного текста: тропы, фигуры. 15. Интонационно-ритмическая структура художественного текста: поэзия и проза. 16. Основы теории стихосложения: силлабо-тоническая система и стихосложение XX века. | Художественная форма. Словесный строй. Художественная речь и её элементы. Лексико-семантические особенности художественной речи. Тропы как средства изобразительности и выразительности. Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи. Эмоционально-речевые интонации, риторические фигуры (вопросы, восклицания, обращения). Синтаксическая инверсия и исторические нормы литературного языка. Словесные антитезы. Эллипсис. Словесные повторы. Их разновидности в поэзии (анафора, эпифора, стык, рефрен). Синтаксический параллелизм. Градация. Стиховая форма. Стихотворная речь. Ритмические определители стиха. Рифма и строфика. Ритмическая организация художественной речи. Понятие словесного ритма (в отличие от музыкального). Ритм в поэзии и прозе. Рифма в поэзии и ее роль. Разновидности рифмы (точные, неточные, приблизительные, богатые, бедные рифмы). Виды рифмовки. Аллитерация и ассонанс. Звукопись и звукоподражание. Исторически возникающие системы стихосложения. Песенные тонические стихи. Былинный стих. Силлабические стихи. Вопрос об их происхождении в русской поэзии. Возникновение и развитие силлабо-тонической системы стихосложения. Двухсложные и трехсложные размеры. Их вариации.Строфа как форма организации стихотворной речи. Виды строф и способы рифмовки. Синтаксически-тематическая законченность строфы. Слово в стихе. «Теснота стихотворного ряда» (Ю. Тынянов). Границы поэзии и прозы. Словесный текст произведения как эстетически организованное целое, как форма существования художественного мира. |
7 | Тема 12. 17. Жанр и стиль произведения как способы организации целостности литературного произведения. | Литературные жанры как формально- содержательная категория. Жанровая классификация литературных произведений. Неустойчивость терминов, обозначающих жанры, и разнообразие точек зрения на их сущность в современном литературоведении. Жанр как «память искусства» (М. Бахтин), фиксирующая в целостной типологической структуре опыт предшествующего творчества. Устойчивость жанровых образований и их историческая изменчивость. Жанры эпоса, лирики, драмы. Понятие метода, стиля. Риторическое и искусствоведческое понятие стиля. Стиль как эстетическое единство и взаимодействие всех сторон, компонентов и деталей экспрессивно-образной формы художественного произведения. Содержательная обусловленность такого единства. Элементы формы как носители стиля. Стилеобразующие факторы в их взаимодействии. Стиль как показатель эстетического совершенства произведения. Нормативные стили канонических жанров. Использование термина «стиль» применительно к произведению, творчеству писателя, группы писателей (стилевое течение), направлению. Устойчивые признаки стиля. Стиль как закономерность. Стилевое влияние, стилизация, пародия, эпигонство. |