Практические занятия, предусмотренные тематическим планом, предназначены для углубления и контроля уровня знаний студентов по курсу преподаваемой дисциплины. Групповые занятия завершают цикл познавательной деятельности студентов, цикл, начатый на лекции и продолженный самостоятельным изучением рекомендованной литературы. Они имеют целью развивать у студентов мировоззрение, самостоятельное творческое мышление, навыки устных выступлений, умелого применения знаний для анализа изучаемых явлений и процессов.
Практическое занятие под руководством преподавателя проводится в целях:
— активного приобретения студентами новых знаний,
— расширения и углубления знаний, полученных на других видах учебных занятий,
— обучения студентов методам самостоятельной работы с учебным материалом,
— выработки мотивов и ориентиров, стимулирующих и направляющих творческий поиск и получение твердых знаний по вопросам, постановленным в плане занятия путем изучения рекомендованной литературы,
|
|
— конспектирования первоисточников, записи основных теоретических положений, составления схем,
— подготовки докладов и выступлений.
Практические занятия являются одной из традиционных форм групповых занятий и проводятся по основным и наиболее сложным вопросам учебной программы. Главная задача - углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной литературой, привить навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала. Его цель - подвести итоги самостоятельной работы студентов над первоисточниками и другой литературой, помочь глубже разобраться в изучаемой теме путем коллективного обсуждения под руководством преподавателя коренных, актуальных ее вопросов.
Практическое занятие обычно проходит в форме развернутой беседы, предполагающей отдельные выступления студентов с последующим коллективным разбором актуальных проблем. Кроме того, на занятии практикуется обсуждение докладов, рефератов, подготовленных заранее в соответствии с планом.
На практических занятиях осуществляется промежуточная оценка знаний студентов. В конце занятия каждому студенту выставляется оценка.
Для подготовки студентов к основным формам групповых занятий и их проведению, можно сформулировать общие методические рекомендации. Подготовку к любому групповому занятию надо начинать с изучения и конспектирования рекомендованной литературы по теме. Если предусмотрен доклад, то докладчик встречается с преподавателем и согласовывает с ним основное содержание доклада и используемую литературу. После выступления докладчика организуется обсуждение доклада и других вопросов в соответствии с планом группового занятия.
|
|
При ответах приветствуется свобода мышления, умение самостоятельно ставить вопросы, вскрывать противоречия рассматриваемых явлений, видеть различные тенденции их развития, но все это при условии, что приветствуемое, есть результат изучения соответствующей литературы и действительности. Поэтому желательной стороной занятий является сомнение, критика привычных устоявшихся догм, стереотипов мышления, убедительная аргументация своей точки зрения.
Важным требованием любого группового занятия является соблюдение культуры дискуссии, умение выслушать оппонента, терпимость к новой, нестандартной точке зрения по рассматриваемому вопросу.
В конце занятия преподаватель подводит итоги обсуждения доклада и вынесенных на практическое занятие вопросов, оценивает доклад, выступления и проведенное занятие в целом, выставляет оценки и дает необходимые рекомендации по дальнейшему совершенствованию работы студентов.