Понятие науки, ее специфика, исторические типы и функции
Наука наряду с предметной деятельностью, искусством, моралью, — важнейшая сфера жизнедеятельности общества. Она представляет столь сложное и многогранное явление, что учесть все ее аспекты в одном определении невозможно, ее следует изучать во всем многообразии признаков и функций.
При характеристике науки следует учитывать, по меньшей мере, следующие ее параметры.
1 Наука — сфера человеческой деятельности, главной функцией которой является выработка, систематизация и проверка знаний о мире с целью их оптимального использования.
2 Наука — система знаний о законах и фундаментальных основаниях природы и общества. «Наука — знание, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости и плодотворности» [9, с. 170]. Соответственно, знание, не удовлетворяющее данным критериям, называют ненаучным (это обыденное и религиозное знание, квазинаука, паранаука, антинаука, лженаука) [9, с. 170–172].
|
|
1. Наука – социальный институт, представляющий систему учреждений и организаций, занятых научными исследованиями и их внедрением в производство, подготовкой научных кадров и т. д. (НИИ, лаборатории, университеты, академии).
Наука возникает в первом тысячелетии до н. э. в Египте, Индии, Китае в тесной связи с мифологией и религией, в Древней Греции она развивается в рамках философской мудрости. Многие философы античности (Фалес, Демокрит, Пифагор, Эвклид, Платон, Аристотель) занимались научными исследованиями. Однако как самостоятельная сфера знаний наука оформляется в Новое время.
В своем историческим развитии наука прошла три основных этапа (они же - исторические типы науки).
1. Классическая наука (XVI-XIX вв.). Для данного периода характерна абсолютная суверенность разума, который созерцает мир как бы со стороны и раскрывает истинную сущность явлений; дисциплинарная самостоятельность отдельных наук. Идеал познания — достижение абсолютной истины на основе опытного знания.
2. Неклассическая наука (конец XIX-первая половина XX вв.). Ее основные черты: понимание относительной истинности знаний, различные теоретические модели одной и той же реальности, учет особой роли средств исследования.
3. Постнеклассическая наука (со второй половины XX в. до настоящего времени). Характерные особенности: междисциплинарные исследования, компьютеризация, разработка идей синергетики, осознание особой роли субъекта, учет аксиологических факторов.
Обратим внимание на специфику научного знания, его отличие от ненаучного и псевдонаучного.
1. Предметность и объективность. Научное знание нацелено на изучение объективной реальности во всем ее конкретном многообразии, на постижение объективной истины, но у каждой науки свой предмет исследования, представляющий локальную область действительности.
|
|
2. Практическая направленность научного знания, ориентация на изучение объектов, включенных в сферу человеческой деятельности.
3. Обоснованность, доказанность знаний путем экспериментальной и практической проверки, логической и теоретической аргументации.
4. Системность. Научное знание — система понятий, принципов, законов, структурно связанных между собой.
5. Прогнозирование будущих способов и форм практического освоения мира.
6. Особые средства научной дисциплины (искусственные языки, специальная аппаратура, научные методы).
7. Особая система ценностей и нормативных требований. К системе ценностей в науке относятся ориентации на объективную истину и новизну знаний, свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.
Социальные функции науки исторически изменялись и развивались. Применительно к современной науке можно выделить три группы ее социальных функций [3, с. 435].
1 Культурно-мировоззренческая. Производство, накопление и хранение истинных знаний о мире и их использование в деле образования, «возделывания» человеческой личности.
2 Производственная. Преобразование всей системы производительных сил на основе научно-технического прогресса, создание и использование новой техники.
3 Социально-преобразующая. Преобразование системы общественных отношений, образования, досуга, быта на базе достижений науки и техники.