Д. Равен, Л. Пенроуз
(интеллект)
Цель: выявление уровня интеллектуального развития.
Возраст: 4-5 лет (карточки серии А), 6-8 лет (серия АВ).
Инструкция для ребенка: «Мы сейчас с тобой поиграем: у меня есть несколько порванных ковриков, и тебе нужно попытаться найти к нему заплаточку, чтоб мы могли починить коврики». Если ребенок молчит, то психолог добавляет: «Если ты найдешь этот кусочек и “мысленно” поставишь его на место, то коврик получится целым, а если нет, то латанным».
Более высокие показатели по этому тесту показывают те, кто а) быстрее, и б) точнее определяет логические закономерности в построении упорядоченного ряда состоящего из графических объектов, имеющих ограниченное количество признаков.
По коврикам психолог имеет право оказывать косвенную помощь, которая заключается в таких вопросах, как:
- Ты все правильно сделал?
- Ты уверен?
- Это точно?
Причем, более 2-х раз косвенная помощь не оказывается.
- Если ребенок не реагирует на косвенную помощь, проведение методики прекращается.
- Дети с ЗПР легко реагируют на косвенную помощь и на др. помощь.
- Дети с олигофренией помощь не воспринимают.
Обработка данных:
Прежде всего подсчитывают количество правильных ответов (каждое 1ерное решение опоминается в 1 балл), затем сумму полученных баллов и их Процент от общего количества ответов. В соответствии с процентом правильных ответов различают пять уровней интеллектуального развития детей:
1-й уровень (свыше 95%) - особо высокоразвитый интеллект;
2-й уровень (75-94%) - интеллект выше среднего;
3-й уровень (25-74%) - средний интеллект;
4-й уровень (5-24%) — интеллект ниже среднего;
5-й уровень (ниже 5%) - интеллектуальный дефект.
Карточки серии АВ (6-8 лет)
Методика «Раздели на группы»