Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.)
В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:
- предметные;
- настольно-печатные;
- словесные;
- творческие.
Дидактические игры необходимо использовать, начиная с младшей возрастной группы.
Большое значение в системе занятий с детьми на экологическую тему имеют творческие игры
Строительные игры с природным материалом (песок, вода, глина, шишки, камешки и пр.). Они оказывают положительное влияние на процесс познания детьми специфических свойств и качеств, предметов природы. В процессе этих игр у детей обогащается, совершенствуется чувственный опыт, развиваются познавательные способности. Строительные игры можно использовать и для подготовки детей к практически-исследовательской деятельности, так как в процессе этих игр дети нередко познают проблемные ситуации, связанные с физическими свойствами материалов (например, почему сухой песок рассыпается, а из влажного, можно лепить куличики).
Сюжетно-ролевые игры. Это игры, в которых дети отражают свой опыт, знания, приобретенные в процессе общения, взаимодействия с миром природы
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
Одним из направлений занятий по экологическому образованию детей является формирование у них устойчивой потребности в практической деятельности по уходу за природой. Поэтому большое значение здесь приобретает труд.
В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природным объектам, они учатся ответственно относиться к животным и растениям, у них формируется устойчивая потребность проявлять заботу и ухаживать за своими питомцами. Вместе с тем у детей формируются и необходимые им трудовые навыки и осознание важности заботы о природе.
В дошкольном возрасте используются следующие формы организации труда детей по уходу за природой:
индивидуальные поручения (используются во всех возрастных группах).
коллективный труд (используется со средней группы).
дежурства (используется со второго полугодия средней группы).
Ещё один из практических методов - элементарная исследовательская деятельность детей.
Основные особенности исследовательской деятельности детей: она направлена на получение новых знаний о мире природы; способствует формированию системы знаний о природе; развивает познавательную активность;
способствует развитию мыслительных процессов и операций;
оказывает влияние на развитие речи. Одной из наиболее распространенных форм организации исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения являются опыты. Целесообразнее всего опытническую деятельность организовывать с детьми старшего дошкольного возраста.
Все опыты, проводимые дошкольниками, можно разделить на три категории:
- опыты с предметами неживой природы (песок, вода, глина и т.д.);
- опыты с растениями (направлены на выяснение свойств растения как живого организма — питание, дыхание, движение и т.д.);
- опыты с животными (направлены на выяснение специфики действия органов чувств — чем питается, хорошо ли слышит и т.д.).
В работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
Выбор методов определяется:
1) Характером воспитательных и образовательных задач, которые решает воспитатель. При наблюдении за берёзой, ставятся следующие задачи:
сформировать представления о характерных признаках берёзы. Воспитывать умение увидеть её красоту. Для решения этих задач используется как наглядный метод - наблюдение, что бы рассмотреть её строение и характерные признаки, так и словесный - рассказать о ней стихотворение, чтобы подчеркнуть её красоту.
2) Возрастными возможностями детей. (Н-р: для детей младшего возраста недоступна поисково-исследовательская деятельность, т.к. его мышление ещё недостаточно развито).
3) Разнообразием самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребёнок.