Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические, то есть обучающие игры

Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.)

В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

  • предметные;
  • настольно-печатные;
  • словесные;
  • творческие.

Дидактические игры необходимо использовать, начиная с младшей возрастной группы.

 Большое значение в системе занятий с детьми на экологическую тему имеют творческие игры

Строительные игры с природным материалом (песок, вода, глина, шишки, камешки и пр.). Они оказывают положительное влияние на процесс познания детьми специфических свойств и качеств, предметов природы. В процессе этих игр у детей обогащается, совершенствуется чувственный опыт, развиваются познава­тельные способности. Строительные игры можно использовать и для подготовки детей к практически-исследовательской деятельности, так как в процессе этих игр дети нередко познают проблемные ситуации, связанные с физическими свойствами материалов (например, почему сухой песок рассыпается, а из влажного, можно лепить куличики).

Сюжетно-ролевые игры. Это игры, в которых дети отражают свой опыт, знания, приобретенные в процессе общения, взаимодействия с миром природы

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Одним из направлений занятий по экологическому образованию детей является формирование у них устойчивой потребности в практической деятельности по уходу за природой. Поэтому большое значение здесь приобретает труд.

В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природным объектам, они учатся ответственно относиться к животным и растениям, у них формируется устойчивая потребность проявлять заботу и ухаживать за своими питомцами. Вместе с тем у детей формируются и необходимые им трудовые навыки и осознание важности заботы о природе.

В дошкольном возрасте используются следующие формы организации труда детей по уходу за природой:

 индивидуальные поручения (используются во всех возрастных группах).

 коллективный труд (используется со средней группы).

дежурства (используется со второго полугодия средней группы).

Ещё один из практических методов - элементарная исследовательская деятельность детей.

Основные особенности исследовательской деятельности детей: она направлена на получение новых знаний о мире природы;  способствует формированию системы знаний о природе;  развивает познавательную активность;

 способствует развитию мыслительных процессов и операций;

 оказывает влияние на развитие речи. Одной из наиболее распространенных форм организации исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения являются опыты. Целесообразнее всего опытническую деятельность организовывать с детьми старшего дошкольного возраста.

Все опыты, проводимые дошкольниками, можно разделить на три категории:

  • опыты с предметами неживой природы (песок, вода, глина и т.д.);
  • опыты с растениями (направлены на выяснение свойств растения как живого организма — питание, дыхание, движение и т.д.);
  • опыты с животными (направлены на выяснение специфики действия органов чувств — чем питается, хорошо ли слышит и т.д.).

В работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Выбор методов определяется:

1) Характером воспитательных и образовательных задач, которые решает воспитатель. При наблюдении за берёзой, ставятся следующие задачи:

 сформировать представления о характерных признаках берёзы. Воспитывать умение увидеть её красоту. Для решения этих задач используется как наглядный метод - наблюдение, что бы рассмотреть её строение и характерные признаки, так и словесный - рассказать о ней стихотворение, чтобы подчеркнуть её красоту.

2) Возрастными возможностями детей. (Н-р: для детей младшего возраста недоступна поисково-исследовательская деятельность, т.к. его мышление ещё недостаточно развито).

3) Разнообразием самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребёнок.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: