Аттестационная работа выполняется под руководством доктора или кандидата наук. В процессе ее выполнения слушатель должен активно использовать возможность научного консультирования, обращаясь к руководителю по вопросам методологии и организации исследования, его планирования, апробации рабочих идей, количества и качества необхо-димого исследовательского материала и т.д. Аттестационная работа должна быть написа-на автором самостоятельно, обладать внутренним единством и содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые для защиты. Тема аттестационной работы, как правило, определяется руководителем работы. Однако слушателю предоставляется воз-можность предложить и собственную актуальную тему. Слушатель выбирает тему, исходя из круга своих научных интересов, при этом он может опираться на материалы курсовой работы. Тема выпускной квалификационной работы должна быть актуальной, связана с одной из научных областей методики обучения иностранным языкам, изучаемых студен-тами в курсе лекций и лабораторных занятий в течение всего обучения. В работе должен содержаться критический анализ существующих способов решения рассматриваемой проблемы. Теоретические выводы, должны подвергаться тщательной проверке, верность теоретических выводов должна быть доказана и подтверждена исследованием. Необходи-мо обратить внимание на то, что результаты работы обязательно должны иметь практиче-скую ценность.
|
|
Особую важность в процессе подготовки аттестационной работы имеет исследовательская самостоятельность слушателя. Самостоятельность проявляется в способности применять теоретические и прикладные знания для решения исследовательских задач; в умении ак-тивно и осмысленно работать с различными источниками информации; в оформлении ре-зультатов исследования – научном стиле речи, владении основными навыками формати-рования научного текста и грамотной электронной презентации.
Аттестационная работа должна быть написана логично, последовательно, иметь четкую структуру.
Выпускная аттестационная работа должна включать:
титульный лист;
оглавление;
введение;
главы основной части;
выводы по главам;
заключение;
библиографический список;
приложение.
Титульный лист заполняется следующим образом:
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. Далее указы-ваются фамилия, имя, отчество автора работы в именительном падеже с указанием курса. В среднем поле приводится название выпускной квалификационной работы без слова «тема» и без кавычек. Ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия и инициалы научного руководителя, его ученая степень и ученое звание. В нижнем поле указываются место и год выполнения работы (слово «год» не пишется).
|
|
В оглавлении приводятся заголовки всех разделов выпускной квалификационной ра-боты и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны быть тождественны заголовкам в тексте работы. Заголовки начинаются с прописной бук-вы без точки на конце.
Введение должно быть кратким. Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, формулируется цель, объект и предмет исследования, определяются задачи исследования, указываются методы исследования, теоретическая и практическая цен-ность полученных результатов. В конце введения раскрывается структура работы. В це-лом введение имеет следующую структуру:
актуальность проблематики,
объект и предмет исследования,
цель и задачи исследования,
применяемые в работе методы исследования,
теоретическая и практическая значимость работы,
объем и структура работы.
Актуальность исследования определяется:
необходимостью дальнейшей разработки теоретических положений, относящихся к изучаемой проблеме;
модернизацией языкового образования;
необходимостью поиска и использования новых подходов к обучению иностран-ным языкам;
потребностью создания и внедрения эффективных методик обучения;
недостаточной изученностью заявленной проблемы в методике обучения ино-странным языкам.
Во введении необходимо отметить степень разработанности темы, обосновать необходи-мость ее дальнейшей разработки. Цель исследования – прогнозируемый конечный резуль-тат исследования. Конкретные задачи исследования решаются в соответствии с целью. Описание решения задач должно составить содержание глав выпускной квалификацион-ной работы. Методы исследования – способы достижения цели работы.
К числу наиболее распространенных методов исследования в педагогических науках от-носятся:
анализ научной литературы,
наблюдение,
беседа,
анкетирование,
тестирование,
опытное обучение.
Анализ научной литера туры представляет собой критическое и объективное рассмотрение различных точек зрения на проблему, выявление степени их доказательности, наличие ра-циональных идей для решения проблемы в данных конкретных условиях. Такой анализ научной литературы позволит выявить степень ее изученности.
Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогиче-ского явления или педагогического процесса в целом. Наблюдение включает в себя сле-дующие компоненты:
- определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
- выбор способа наблюдения наиболее обеспечивающего сбор необходимой инфор-мации (как наблюдать?);
- выбор способов фиксации наблюдаемого (как вести записи?);
- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Результаты наблюдения фиксируются и подвергаются классификации, группировки, со-поставлению с результатами, полученными другими исследователями и другими метода-ми.
Беседа имеет целью получения информации о проводимом исследовании или об опреде-ленном явлении в исследовании путем установления прямых контактов с испытуемыми в условиях, приближающихся к естественному, непринужденному общению. Метод беседы должен сочетаться с другими методами, если исследователь стремится к высокой степени точности и объективности ожидаемых результатов.
Анкетирование заключается в изучении различных точек зрения обучаемых и обучающих относительно способов и приемов в оценках результатов обучения, предложений и поже-ланий по их улучшению. Основным способом реализации этого метода является анкета, содержание и форма которой определяются спецификой исследования. Анкета должна точно отвечать цели и характеру исследования. Преимущество анкетирования состоит в том, что данные, полученные в результате этого метода, легко поддаются количественной обработке и имеют определенную научную ценность. При составлении анкеты в виде во-просов учитываются: 1) содержание вопросов; 2) их форма (открытые вопросы, предпола-гающие возможность свободного ответа, закрытые вопросы, предполагающие ответ "да", "нет"); 3) формулировка вопроса; 4) количество и порядок следования вопросов.
|
|
Тестирование - это метод исследования, предусматривающий выполнение учащимися специальных заданий-тестов, с помощью которых оценивается уровень владения языком (лингводидактичесие тесты), а также определяются интересующие исследователя особен-ности личности испытуемого (психологические тесты). Применение тестирования как ме-тода исследования дает ценный материал для определения эффективности овладения учебным материалом и способностей обучающегося к овладению материалом. В методики для проверки уровня владения языком используется следующие типы тестовых заданий: 1) выбор правильного ответа из числа предложенных вариантов; 2) перекрестный выбор; 3) выбор из двух возможностей; 4) тест восстановления; 5) тест перемешивания.
Опытное обучение – это эмпирический метод, основанный на проведении обучения по предложенной исследователем программе. В ходе опытного обучения проверяется гипоте-за, сформулированная исследователем. Объектом опытного обучения могут быть различ-ные приемы и методы обучения, может проверяться эффективность работы с учебными пособиями, техническими средствами и т.д. Опытное обучение может быть проведено в масштабе одного класса, нескольких классов или школы. В проведении опытного обуче-ния выделяют следующие этапы:
|
|
- организационный – разработка методики наблюдения и фиксации результатов, обобщения и анализа результатов, формулировка гипотезы, программы эксперимента, от-бор участников, определение системы работы с учащимися в рамках темы исследования; разработка учебных материалов; разработка методики анализа полученных результатов.
- реализация – проведение работы на основе составленного плана с использованием разработанных материалов.
- констатация и интерпретация – анализ результатов обучения, которые послужат основанием для методических выводов, подтверждающих или опровергающих выдвину-тую гипотезу.