Спишите, расставляя знаки препинания

Особенно красив и печален лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных клёнов осин. Медленно кружась в воздухе падают с берёз пожелтевшие лёгкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины. Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая сухая листва.

Что-то грустное прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время. Прозрачен осенью и чист воздух прозрачна вода в лесных ручьях. Ещё цветут поздние осенние цветы. Готовятся к отлёту певчие птицы. Нет-нет затрещит в лесу дрозд застучит на сухом дереве труженик дятел. Ещё зелёный роняя спелые жёлуди стоит на краю леса старый развесистый дуб. Но уже оголились вершины берёз. На тёмном фоне сплошного елового леса отчётливо видны яркие краски клёнов и осин. Хорошо в осеннем цветистом лесу долго не хочется уходить из него прощаться с золотыми осенними днями.

 

                                      Вариант 10

Что представляет собой стилистическое расслоение русской лексики? Охарактеризуйте особенности функционирования разговорной и книжной лексики.

Выполните тестовые задания

Акцентологические нормы

1. Найти слова, в которых ударение падает на последний слог:

а) клала;

б) духовник;

в) казаки;

г) премировать.

 

2. Найти слова, у которых есть нормативные варианты ударения:

а) петля;

б) иконопись;

в) нувориши;

г) всенощная.

Орфоэпические нормы

3. Найти слова, в которых сочетание ЧТ произносится как ШТ:

а) ничто;

б) предпочтение;

в) мачта;

г) что-то.

 

4. Найти слова, произношение которых указано правильно:

а) подытожить;

б) константация;

в) желантин;

г) семь.

Лексические нормы

5. Найти синонимы:

а) сентенция;

б) афоризм;

в) максима;

г) антитеза.

 

6. Найти словосочетания, в которых нарушены правила лексической сочетаемости:

а) националистический бюджет;

б) превосходство над кем-то;

в) оплатить за проезд;

г) подвести результат.

Грамматические нормы

7. Найти предложения, в которых подлежащее и сказуемое согласованы

правильно:

а) Небольшая часть учеников справились с заданием.

б) В турнире участвовал 21 спортсмен.

в) Половина жильцов старого дома не получила новые квартиры.

г) Большинство детей остались в лагере на вторую смену.

8.Найти предложения, в которых деепричастный оборот употреблен правильно:

а) Потеряв деньги, ей пришлось отказаться от покупки подарка.

б) Путешествуя налегке, поездка казалась особенно приятной.

в) Читая это произведение, чувствуешь ритм жизни.

г) Проезжая мимо березовой рощи, мне стало грустно.

Орфографические нормы

9. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

Д…(с/сс)идент, д…ф…рамб, д…ф…цитный, ид…альный, ид…ология, им…тировать, импр…(с/сс)арио, т…(р,рр)…тория, эксп…р…мент, (н…)разу

(н…)был в опере, (н…) раз любовался проспектом, он (не)создан для этого,

(не)написанная книга, образова(н,нн)ость, реставрацио(н,нн)ый, серебря(н,нн)ый, нарушить (по)причине большой скорости, крепко(на)крепко, (с)прав…, изредк…, и…черна, пр…зывный, ключ…м, туш…нка.

Пунктуационные нормы

Спишите, расставляя знаки препинания.

Среди записных книжек Чехова есть одна до сей поры неопубликованная. На обложке надпись Сад. В ней около двухсот названий  по-русски и по-латыни высаженных им в ялтинский грунт деревьев и кустарников. Названия звучат экзотически тюльпанное дерево мыльное дерево сакура рододендрон и другие.

Сад был ещё одним актом творчества Чехова. Он растил его по тщательно обдуманному плану так создают художественное произведение.

Участок каменистого с корявым выродившимся виноградником косогора в Крыму Чехов купил в долг. Для этого он подписал кабальный договор с книгоиздателем. Мария Павловна сестра Чехова навсегда запомнила тот день когда брат привёл её чтобы показать клочок дикой земли весь в камнях и чертополохе и стал увлечённо рассказывать что и как здесь будет. Размечтавшись они будто въявь видели розы гроты  фонтаны... В действительности же участок пришлось долго выравнивать  спотыкаясь о камни. А в феврале 1900 года Чехов пишет жене В саду из 70 роз посаженных осенью не прижились только три. Лилии ирисы тюльпаны туберозы гиацинты  всё это ползёт из земли. Верба уже зазеленела... Цветёт миндаль... Я по всему саду наставил лавочек не парадных с чугунными ногами а деревянных которые выкрашу зелёной краской. Сделал три моста через ручей. Сажаю пальмы...

Список рекомендуемых для изучения источников

1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов нефилологических направлений подготовки образовательного уровня бакалавр дневной и заочной форм обучения / Т. С. Винникова-Закутняя. – Макеевка: ДОНАГРА, 2018. – 241 с.  

2. Калиткина Г.В. Русский язык и культура речи: Учеб. Пособие для студентов нефилологических факультетов. – Томск, 2006. – 156с.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003.- 384с. (Домашний репетитор).

4. Русский язык и культура речи для студентов нефилологических специальностей университетов. Учебное пособие / Сост. О.Ю. Машина; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2009. – 283 с.

5. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. 12-е изд. Ростов Н/Д: Феникс, 2005. — 544 с. (Высшее образование.)

6. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов-нефилологов / Т.Я. Анохина, О.П. Гонтарева, Т.Н. Зайцева, Н.В. Исаева,

Т.П. Ковина, Н.Л. Мельникова, С.Г. Михейкина, Г.Н. Тарко, А.И. Фомина. – Москва: МГТУ, 2010. – 140 с.

 

Порядок выбора варианта контрольной работы

Каждый студент самостоятельно определяет вариант контрольной работы для выполнения по последней цифре номера своей зачетной книжки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: