Основная учебная литература

1. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 2000.

2. Губин В.Д. Философия: Элементарный курс: Учебное пособие. М., 2001.

3. Кемеров В.Е. Введение в социальную философии. М., 2002.

4. Зотов, Миронов. Философия. М., 2003.

5. Барулин В.С. Социальная философия. М., 1999.

 

 

Дополнительная литература

1. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

2. Бердяев Н.А. Я и мир объектов/Бердяев Н.А. Дух и реальность. М., 2003.

3. Бердяев Н.А. Смысл истории. Любое издание.

4. Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения//Вопросы философии.1995.№3.

5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

6. Всемирная энциклопедия: Философия XX век. М.,Мн.,2002.

7. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Любое издание.

8. Гречко П.К. Предмет социальной философии: опыт рефлексии// Личность. Культура. Общество. Т.VI.Вып.1(21).2004.

9. Евлампиев И.И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? Европейская философия на распутье//Вопросы философии.2003.№5.

10. Кемеров В.Е. Концепция радикальной социальности//Вопросы философии.1999.№7.

11. Ортега-и-Гассет. Человек и люди/Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 2000.

12. Тавризян Г.М. «Экзистенциальный мир» как антипод социального бытия во французском экзистенциализме//Человек и его бытие как проблема современной философии. М.,1978.

13. Философия: Энциклопедический словарь/Под ред. А.А.Ивина. М.,2004.

14. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

15. Фромм Э. Бегство от свободы/Фромм Э.Бегство от свободы; Человек для себя. Мн.,2000.

16. Фукуяма Ф. Конец истории?//Вопросы философии.1990.№3.

17. Шпенглер О. Закат Европы. Любое издание.

18. Элен П. Философи «МЫ» у С.Л.Франка//Вопросы философии.2000. №2.

 

Литература к рефератам

К 1 реферату

1. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.

2. Иноземцев В.Л. Постиндустриальное хозяйство и «постиндустриальное» общество//ОНС.2001.№3.

3. Иноземцев В.Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии//Вопросы философии.1998.№9.

4. Элиас Н. Изменения баланса между Я и МЫ/Элиас Н. Общество индивидов. М,2001.

5. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.,2002.

 

 

Ко 2 реферату

1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.Т.4. Спб., 1997.

2. Бубер М. Я и Ты/Бубер М. Два образа веры. М.,1995.

3. Левинас Э. Философия, справедливость и любовь/Путь философии. Антология. М., СПб., 2001.

4. Аббасова Н.Т. Опыт Другого в философии Э. Левинаса//http://liber. rsuh.ru/Conf/Sociocult/abbasova.htm

 

 

К 3 реферату

1. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М., 2001.

2. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм//Вопросы философии.1991.№3.

3. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986.

4. Русский космизм. М., 1997.

 

 

К 4 реферату

1. Франк С.Л. Духовные основы общества/Франк С.Л. Духовные основы общества. М.,1992.

Элен П. Философи «МЫ» у С.Л.Франка//Вопросы философии.2000. №2.

 

 

К 5 реферату

1. Бердяев Н.А. Я и мир объектов/Бердяев Н.А. Дух и реальность. М., Харьков, 2003.

2. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Антиномия личности и общества (Антропософский опыт Н.А. Бердяева)//ОНС.1997.№1.

 

 

ТЕМА 17. ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ПОЗНАНИЯ

(2 часа)

1. Познание как предмет философского анализа. Проблема познаваемости мира как основная проблема познания. Структура и типология знания.

А) Соотношение категорий познание и сознание, познание и мышление, познание и понимание, познание и знание, знание и информация.

Б) Агностицизм и познавательный оптимизм как мировоззренческие позиции в отношении познаваемости мира, их аргументы.

2. Субъект и объект познания. Процесс познания и его структура.

А) Чувственное познание и его элементы. Специфика и роль чувственного познания.

Б) Рациональное познание и его элементы. Взаимосвязь чувственного и рационального познания.

В) Проблема творчества и интуиции их взаимосвязь снейрофизиологическими процессами мозга.

Г) Эмпирический и теоретический уровни познания.

Д) Методы познания.

3. Проблема истины. Теории истины, их основания. Истина как процесс. Критерии истины и ее формы. Вера и познание, их взаимодействие.

 

 

Тема реферата

1. Вера и знание, их взаимосвязь и границы, значение для медицины.

 

Вопрос 1. Проблема познания и основной вопрос философии. Познавательное отношение человека к миру как один из способов проявления метафизического отношения человека к миру. Связь гносеологии и онтологии. Специфика философского осмысления познания. Природа знания (натуралистическая, праксеологическая, платоническая, имманентская, трансцендентальная теории понимания познания). Проблема соотношения знания и действительности. Информация и знание. Конструктивность как одна из фундаментальных характеристик человеческого познания.

Категории «познание», «сознание», «мышление», «понимание», «знание» «информация» их специфика, взаимосвязь и взаимообусловленность

Агностицизм как непознаваемость сверхчувственных аспектов бытия и агностицизм как непознаваемость феноменальных аспектов реальности (Протагор, софисты, скептики). Классический агностицизм Д.Юма. В чем смысл дилеммы: «либо возможно прямое знание оригинала, и тогда непосредственное знание (интуиция) – источник истинного познания; либо источник познания – внешний опыт, в котором нам даны всего лишь копии (образцы) сущностей и явлений, но не оригиналы; не зная прямо оригинала, невозможно судить об истинности его отображений» (Н.О. Лосский)?

Разнообразие видов знания. Основные характеристики знания, бинарность знания. Неявные компоненты знания.

Вопрос 2. Понятие объекта и субъекта познания их взаимосвязь. Отношения субъекта и объекта познания в античной, средневековой и новой философии, смысл и значение «коперникианского» переворот И.Канта в отношении понимания сущности взаимосвязи субъекта и объекта познания. Познание как процесс постижения отношений между субъектом и объектом.

Элементы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Элементы рационального познания: формирование понятия, суждение, умозаключение. Типы понятий: конкретные и абстрактные понятия, сущность операции абстрагирования. Понятие суждения, синтетические, аналитические, априорные и апостериорные суждения. Понятие умозаключения, дедуктивные и правдоподобные умозаключения. Взаимосвязь чувственного и рационального познания в языке.

Творчество и интуиция как трансрациональные составляющие познания. Творчество как бессознательный процесс. Интуиция как механизм творчества. Структура интуиции. Объяснение и понимание как познавательные процедуры.

Понятия опыта и теории. Дедукция и индукция как основные методы познания.

3 вопрос. Истина и ее динамика, диалектика истины. Относительная и абсолютная истина Категории «истина», «правда», «ложь», «мнение», «заблуждение» и их соотношение. Корреспондентная, экзистенциальная, онтологическая и логическая теории истины и их критерии. Взаимосвязь теорий истины. Специфика веры. Вера как необходимый элемент познания.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: