Как уже было сказано ранее, при использовании проективных методов предусматривается, в первую очередь, качественный анализ и интерпретация результатов.
При анализе результатов мы получаем информацию о субъективном представлении ребенка об его отношениях, в первую очередь, к членам своей семьи: матери, отцу, отношение к родителям, как к супружеской паре, отношение к своим сестрам и братьям, а так же субъективное представление об отношениях к прародителям - бабушкам, дедушкам, к другим родственникам.
При этом отмечается разница в оценке ребенком уже существующих отношений с указанными людьми и желаемых ребенком отношений. Также оценивается представление ребенка о своем месте и роли во внутрисемейных отношениях, наличие эмоциональной близости с теми или иными членами семьи или желание этой эмоциональной близости, наличие внутрисемейных и межличностных конфликтов, фобий, неоправданных ожиданий.
В той же логике оценивается субъективное представление ребенка о его отношениях в кругу сверстников, одноклассников. Анализируются представления ребенка о своей роли и месте в системе сложных межличностных отношений детей, выявляются более тесные эмоциональные привязанности ребенка.
|
|
Также оценивается наличие лидерских тенденций или стремлений к доминированию и, напротив, бесконфликтность, конформность ребенка, стремление к одиночеству, наличие каких-либо фобий, а также степень удовлетворения ребенка существующим положением в системе отношений со сверстниками.
В аналогичном ключе должны оцениваться представления ребенка об отношении к нему педагога, воспитателя, и других значимых для ребенка взрослых.
Совершенно очевидно, что при интерпретации результатов исследования психолог опирается не только и не столько на то, что отмечено на схематических изображениях, сколько на информацию, получаемую косвенно.
Ведь именно по случайным репликам ребенка, его оговоркам, по изменениям выражения его лица, мимике и жестам в процессе работы над тем или иным изображением, ситуацией, по тому, как меняется настроение ребенка, его интонация, можно получить важную информацию об отношении ребенка, и к самому себе, и к окружающим его близким и значимым людям. Все эти особенности поведения и эмоциональных реакций ребенка должны по возможности фиксироваться в процессе работы в протоколе.
По результатам выполнения методики психолог может оценить такие характеристики, как самооценка ребенка, уровень притязаний на успех или принятие, наличие беспокойства, тревоги, неуверенности в своих силах, а также адекватность суждений и поведения, его критичность к ситуации взаимодействия с другими людьми и к собственным качествам.
|
|
Помимо этих данных при работе с методикой возможна оценка и таких операциональных характеристик как темп деятельности, устойчивость внимания, общий уровень психической активности ребенка.
Как и при использовании таких проективных методик как Тест Рука, Контурный СЛ.Т.-Н., Метаморфозы полученные результаты могут быть оценены с точки зрения превалирующей направленности личностных реакций, а также с точки зрения сформированности уровневой системы базовой аффективной регуляции.
При необходимости полученные данные могут быть проанализированы с точки зрения социометрической оценки. Характер примерного перечня вопросов позволяет использовать процедуру оценки, применяемой в классическом варианте «живой»
социометрии в упрощенном варианте [27, 83].
Следует также отметить, что данные, полученные при выполнении методики СОМОР, хорошо коррелируют с результатами исследования Цветового Теста Отношений (ЦТО) для тех же значимых лиц.
Примечание. В случае использования психологом обеих методик для исследования межличностных взаимодействий необходимо помнить, что исследование с помощью методики СОМОР следует проводить всегда перед (выделено авт.) методикой Цветовой Тест Отношений. В процессе проведения описываемой методики специалисту становятся известны как значимые взрослые, так и дети, входящие в рефферентную группу, что позволяет конкретизировать процедуру проведения ЦТО, получить более значимые результаты.