Тип проекта: информационный.
Планируемый результат: Создание и оформление мини-газеты «Это интересно» на одну из актуальных тем современной жизни. Размещение лучших проектов в школьной стенгазете.
Цели: определение уровня сформированности навыков и умений необходимых для оформления текста, расширение круга их практического применения.
Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет.
Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания. Для выполнения проекта учащиеся образовывают пары.
Ход проекта: распределение обязанностей в паре – выбор редактора и оформителя; определение темы мини-газеты, она должна быть актуальной; отбор редактором текстов, а оформителем иллюстраций; Эти пункты выполняются учащимися в качестве домашнего задания. на уроке учащиеся, работая в паре, создают макет объекта на бумаге; Обсудив полученный макет и придя к единогласному мнению ученики реализуют проекты на ПК. Представление проекта учащимся группы и учителю.
Например, проект, посвящённый такой актуальной теме как курение. Его можно поместить в школьный лист здоровья или использовать при профилактических беседах.
Выполнение таких проектов вовлекает учащихся в решение актуальных жизненных проблем. Они должны самостоятельно собрать информацию, иллюстрации, которые также можно создать используя Paint. Работа в парах требует терпимости друг к другу, умения аргументировать выбранную информацию, выслушать мнение товарища. То есть совместно с расширением и углублением практических навыков, происходит формирование коммуникативной компетенции учащихся.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Приёмы организации проектной деятельности остаются прежними. Но, по сравнению с базовым курсом, для учителя и учащихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов. А именно:
· большинство учащихся уже имеют навыки работы на ПК;
· изучение предметов становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы предпрофессиональной деятельности;
· формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с информатикой;
· в силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности. Им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность.
· учащиеся старших классов склонны искать в преподавателе старшего друга, советчика, а не человека, обязанного обучать и контролировать.
Все эти причины определяют необходимость формирования новой среды обучения и общения.
Проектная деятельность становится ведущей на уроках информационного цикла в старших классах. Но рассчитывать на её успешность, на мой взгляд, можно тогда, когда удается построить работу на значимом для учеников материале. И самым сложным становится именно процесс проявления и уточнения интересов учащегося, совместного с ним формулирования замысла будущего проекта. Обычно я использую введение общей содержательной рамки при сохранении абсолютной свободы выбора внутри ее. Проект может помочь решению личностной проблемы или оказаться способом проникновения в новую заинтересовавшую сферу, к которой до этого было непонятно, с какой стороны подойти. В старших классах проекты по информатике могут выступать в роли интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам.
Данная деятельность направлена на достижение следующих целей при обучении старшеклассников:
· формирование основ научного мировоззрения;
· формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;
· подготовкой учащихся к последующей профессиональной деятельности;
· овладение информационными технологиями, как необходимым условием перехода к системе непрерывного образования.
ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ
Проект «Кроссворд»,
Тип проекта: межпредметный, практико-ориентированный.
Рекомендуется для 10-х классов. Этот проект аналогичен проекту, описанному в разделе по базовому курсу. Для проведения проекта могут привлекаться учителя-предметники с вариантами кроссвордов, которые бы они хотели использовать на своих уроках. Учащиеся получают их в качестве исходного материала. Таким образом, проект приобретает
В отличие от описанного ранее проекта, действия, необходимые для создания сетки кроссворда предлагается автоматизировать используя возможность создания макроса. В результате, на таком простом примере приобретается опыт работы с макросами, и учащиеся при решении других задач уже видят сами, где нужно написать макрос.
Проект «Я хочу Вам рассказать», рекомендуется для учащихся 10-х классов в качестве обобщения и углубления приёмов работы в текстовом редакторе.
Мини проект такого типа рассматривался в разделе базового курса. Но здесь задача усложняется: создаваемый документ должен иметь гиперструктуру, материал должен быть тщательно изучен, сделаны выводы. Выполнение данной проектной работы позволяет учащимся приобрести такие умения, как:
· использование основных опций меню для создания и сохранения файлов;
· форматирование текста до и после его набора;
· выделение заголовков с использованием различных шрифтов;
· вставка в текст рисунков, файлов и др.;
· использование специальных программ для подготовки иллюстраций.
Работа по проекту разбивается рассчитана на 3-4 пары уроков.
На начальном этапе осуществляется предварительная подготовка. Работа начинается с просмотра нескольких газет и определения общих особенностей такого печатного издания, как газета. Затем строится макет будущей газеты.
На втором этапе учащиеся готовят экранную страницу к созданию на ней текста.
На третьем этапе учащиеся с помощью соответствующих команд задают размеры будущих статей, фотографий, рисунков и пр. На дом учащиеся получают задание: написать тексты статей, которые будут размещены в газете, учитывая при этом размеры, отведенные под каждую статью.
Четвертый этап посвящен оформлению заголовков. Его цель – самостоятельно познакомиться с различными видами шрифтов, правильно расположить текст на листе.
Пятый этап - набор статей. На этом этапе учащихся закрепляют умение редактировать документ, учатся переносить текст из одного файла в другой.
Цель шестого этапа - подготовка иллюстраций, в том числе, знакомство учащихся с работой сканера.
На седьмом этапе (сборка полосы) целью является использование сервисных возможностей данного редактора (проверка орфографии, перенос слов, форматирование текста, замена символов и т. д.), закрепление умения перемещать рисунок и изменять его размеры, осуществлять подгонку текста, так как зачастую набранный текст статьи немного меньше или больше отведенного для нее места.
И последний этап - сборка газеты, целью которого является закрепление умения производить исправление текста с помощью различных сервисных опций.
Опыт показывает, что учащиеся, выполнившие такую проектную работу, могут самостоятельно выполнить практически любую работу в текстовом редакторе.