ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося 10 класса.
Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одной или нескольких учебных дисциплин с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
В процессе выполнения проекта учащийся приобретает навыки самостоятельной научной работы, осваивает современные методы ведения исследовательской деятельности, учится работать с литературой и нормативными актами, развивает творческое мышление и умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Одним из главных итогов работы учащегося является усвоение им основных достижений современной науки по избранной теме. Формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Продуктом индивидуального проекта является одна из письменных работ:
1. Реферат с аналитическими или обзорными материалами,
2. Отчёты о проведённых исследованиях,
3. Стендовый доклад.
Письменная работа может подкрепляться материальным объектом, макетом или иным конструкторским изделием.
По желанию учащегося к письменной работе может быть подготовлена мультимедийная презентация объёмом 7-12 слайдов.
Объем письменной работы (проекта) составляет от 15 до 25 печатных страниц. Выходить за рамки указанного норматива не рекомендуется.
Проект может быть выполнен в течение одного или двух лет.
ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
1) Подготовка:
• Формулировка темы индивидуального проекта;
• Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов выбранной темы;
2) Планирование:
• Определение источников необходимой информации;
• Определение способов сбора и анализа информации:
• Определение способа представления результатов (формы проекта).
3) Выполнение проекта:
• Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.);
• Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта;
• Выбор оптимального варианта хода проекта;
• Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.
4) Выводы:
• Анализ информации;
• Формулирование выводов.
5) Обобщающий этап: оформление результатов:
• Доработка проектов с учетом замечаний и предложений;
• Получение рецензии на работу (проект) от руководителя;
6) Заключительный этап:
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией школы предоставленной работы. Презентации и иных дополнительных материалов к работе, а также отзыва руководителя.
РУКОВОДСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Учащийся самостоятельно выбирает руководителя из числа педагогических работников школы.
СТРУКТУРА ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)
Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, и отражать содержание проекта.
Письменная работа (проект) имеет следующую примерную структуру: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложения (если они есть).
Титульный лист как первая страница работы должен содержать следующие реквизиты:
· название учебного заведения;
· тема проекта;
· класс;
· фамилия и инициалы учащегося;
· название города, в котором находится учебное заведение;
· год написания работы.
Образец титульного листа приводится в приложении №1 данных методических рекомендаций.
Следующей страницей оформляется оглавление. Оглавление - это вспомогательная часть исследовательской работы. Оно дает представление о тематическом содержании работы и ее структуре. Названия заголовков глав и пунктов в содержании перечисляются в той же последовательности и в тех же формулировках, что и в тексте работы (см. приложение 2).
Введение проекта начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема;
Устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом;
Формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;
Далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;
Завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость».
Объем введения должен составлять 1 - 2 страницы печатного текста.
Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический).
Объем основной части работы (проекта) должен составлять от 10 до 15 печатных страниц.
Все разделы основной части работы должны быть логически связаны между собой и в совокупности раскрывать тему. После каждой части желательно формулировать краткие выводы.
В теоретической части основной упор делается на теоретическое и методологическое освещение исследуемого вопроса.
Написание первой части строится на работе с различными литературными источниками, нормативными актами. Однако нужно помнить, что переписывание текста из учебников или другой литературы недопустимо. Необходимо произвести обработку материала и изложить важнейшие теоретические положения темы своими словами. Текст нужно подкреплять цитатами, делая ссылки на источники, из которых они взяты.
Заключение. В заключении формулируются выводы, описывается достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи. В нем содержатся итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор; указываются: их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Формулируются рекомендации по использованию результатов исследования.
Объем заключения должен составлять 1 - 3 страницы печатного текста.
Список использованной литературы является важной частью работы. В список литературы должны быть включены только те источники, которые действительно использовались автором и на которые есть ссылки в тексте работы.
Список литературы приводится в конце работы, после заключения. Список должен оформляться на отдельной странице и иметь заголовок «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».
Список литературы условно можно разделить на три библиографических блока:
1.нормативно-правовые акты;
2. учебники, учебные пособия, монографии и др.;
3.статьи.
Сведения об источниках, включенных в каждый блок, необходимо давать в соответствии с требованием ГОСТа. Заметим, что законодательные и нормативные акты и документы всегда располагаются в начале списка.
Нормативно-правовые акты приводятся в списке использованной литературы по юридической силе. То есть первой идет Конституция РФ, потом Кодексы РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, местные законы. Документы с равной значимостью группируются в хронологическом порядке согласно датам их опубликования.
Например:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (в ред. от 03.12.2011) // СЗ РФ. -03.08.1998. -№31. Ст. 3824.
2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // СЗ РФ. - 2002. -№43. Ст. 4190; - 2005. - №44. Ст. 4471.
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. От 28.11.2011) // СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ popular/buch/
После перечисления нормативно-правовых актов в библиографии приводятся сведения о книгах, учебниках, учебных пособиях и сборниках научных трудов, энциклопедиях.
Если книга написана одним автором, то в начале библиографического описания указываются фамилия и через запятую инициалы автора. Затем следует полное название книги, после которого ставится знак «косая черта» и через пробел указываются инициалы и фамилия автора, ставится точка и короткое тире. После тире указывается название города, в котором издана книга (с использованием официально принятых сокращений[1]), затем точка и двоеточие, название выпустившего книгу издательства (кавычки используются только в случае названия издательства в виде ООО или т. п.), запятая, год издания книги, точка, тире, затем общее число страниц книги с сокращенным обозначением слова «страниц». Завершает описание точка.
Например:
Григорьев, А. П. Основы финансового анализа / А. П. Григорьев. - М.: Финпресс, 2013. - 556 с.
Если книга написана одним автором или авторским коллективом, в состав которого входит не более 3-х человек, то в начале библиографического описания указываются фамилия и через запятую инициалы первого автора. Затем следует полное название книги, после которого ставится знак «косая черта» и через пробел указываются последовательно инициалы и фамилия каждого из коллектива авторов, включая первого. Далее ставится точка и короткое тире, указывается название города, в котором издана книга (с использованием официально принятых сокращений), затем точка и двоеточие, название выпустившего книгу издательства (кавычки используются только в случае названия издательства в виде ООО или т. п.), запятая, год издания книги, точка, тире, затем общее число страниц книги с сокращенным обозначением слова «страниц». Завершает описание точка.
Например:
Лихачева, О. Н. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия / О. Н. Лихачева, С. А. Щуров. - М.: Вузовский учебник, 2012. -288 с.
Если же автор книги не указан или в написании участвовал большой авторский коллектив, то она должна указываться по названию. В этом случае библиографическое описание заполняется таким об -разом: название книги, косая черта, затем инициалы и фамилия первого автора, далее дописывается выражение «и др.» вместо фамилий остальных авторов, ставится точка с запятой и после слов «Под общ. ред.» следуют инициалы и фамилия ответственного редактора; указывается название города, в котором издана книга (с использованием официально принятых сокращений), затем точка и двоеточие, название выпустившего книгу издательства (кавычки используются только в случае названия издательства в виде ООО или т. п.), запятая, год издания книги, точка, тире, затем общее число страниц книги с сокращенным обозначением слова «страниц». Завершает описание точка.
Например:
Бухгалтерский учет: Учебник, 4-е и зд., испр. и доп. / А. И. Балдинова и др.; Под общ. ред. И. Е. Тишко-ва. - Минск: Вышэйш. школа, 201 1. - 746 с.
Если вами использовалась статья, которая была опубликована в периодическом издании или сборнике, то необходимо описывать ее так: фамилия и через запятую инициалы автора, название статьи (главы, раздела), косая черта, инициалы и фамилия автора, затем две косые черты; название периодического издания или сборника, в котором размещена статья (кавычки не используются); точка тире, год издания; после чего следуют точка, тире, номер издания; точка, тире; затем сокращенное обозначение слова «страницы» - «С», точка и номера первой и последней страниц статьи в виде интервала через короткое тире.
Например:
Стадник, В. Б. Анализ финансовой отчетности / Стадник В. Б. // Вопросы бухучета. - 2014. - №3. -С. 2-23.
Кроме описания использованных библиографических источников, может вызывать трудности их расположение в списке и группировка. Имеется несколько вариантов группировки источников: алфавитный, хронологический, систематический, по видам источников, в порядке их упоминания в тексте.
При алфавитном принципе расположения в списке источники группируются согласно расположению букв русского алфавита по фамилиям автором и заглавиям книг. Если в списке присутствуют авторы с одинаковыми фамилиями, их произведения располагаются в алфавитном порядке по инициалам. При необходимости указания нескольких работ одного и того же автора, они располагаются в алфавитном порядке по заглавиям или в хронологическом порядке - по годам издания.
Источники на иностранных языках располагаются в конце списка после русскоязычных источников в порядке латинского алфавита.
Приложение является последней составной частью работы.
Приложение - это материал, уточняющий, иллюстрирующий, подтверждающий отдельные положения исследования и не вошедший в текст основной части. В целом, приложения не должны превышать 1/3 всего текста работы.
Приложения делаются только в том случае, если их бывает не менее двух. Если приложение одно, то специально оно не выводится.
Каждому приложению присваивается свой номер (без указания знака «№»). Приложения помещаются в конце работы с продолжением общей нумерации страниц. Важно отметить, что приложения располагаются по порядку ссылки на них в тексте исследования.
Каждое приложение оформляется на отдельном листе. В правом верхнем углу первой страницы приложения пишется «ПРИЛОЖЕНИЕ 1», на следующих страницах - «ПРИЛОЖЕНИЕ 2» и т. д. Точка после указания номера приложения не ставится.
Каждому приложению дается название (оформляется в виде заголовка), допустим, «Бухгалтерский баланс ЗАО «Рыбка» на 31 марта 2011 года». Название приложения должно отражать его сущность.
Если в качестве приложений используются, например, копии документов, и перевести их в электронный вид не представляется возможным, следует от руки в правом верхнем углу такого приложения написать ручкой с черными чернилами печатными буквами «ПРИЛОЖЕНИЕ 1», «ПРИЛОЖЕНИЕ 2» и т. д.
Приложения выносятся в оглавление со своим номером и названием под заголовком «ПРИЛОЖЕНИЯ».
Например:
ПРИЛОЖЕН ИЯ……………………………………………………………………..…. 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Учетная политика ЗАО «Луч»…………………………………... 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Штатное расписание ЗАО «Луч»………………………………… 91
ПРИЛОЖЕНИЕ3. Бухгалтерский баланс ЗАО «Луч» на 31 декабря 2011 г…………. 92
Обратите внимание, в оглавлении после нумерации приложений ставится точка «ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Отчет о движении денежных средств...»
ОФОРМЛЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)