Причины медлительности детей

 

1. Медлительность - это особенность психики таких детей. «Быстрыми» они не могут стать, как бы вы этого ни добивались. Взрослым важно понять ребенка и помочь ему преодолеть психические комплексы. Специалисты утверждают: медленный темп жизни — вовсе не показатель умственной или какой-то другой неполноценности. Это просто индивидуальная особенность, не больше и не меньше.

Медлительные дети особенные. Особенная у них и нервная система. Отсюда медленные речь и письмо. Оттого они дольше других включаются в работу, труднее переходят от одного дела к другому.

Ученые установили, что за скорость нервных процессов в человеческом организме отвечает вещество со сложным названием ацетилхолинэстераза. Уровень этой самой ацетилхолинэстеразы во многом обусловлен генетическими особенностями. Говоря проще, предрасположенность к медлительности передается по наследству. Причем наследуется, как правило, по женской линии. То есть, перефразируя известную поговорку, можно сказать: нечего на ребенка пенять и обзывать его всяческими обидными словами, если вы сами отнюдь не скорострельны.

О причинах медлительности детей, о связи медлительности с типологическими особенностями нервной системы, об отличии медлительных детей от подвижных и влиянии условий жизни и воспитания на уровень подвижности нервных процессов читайте в работе Кольцовой М.М.»Медлительные дети».  

2.  Существует и особая категория медлительных детей, которые таковыми по сути своей... не являются. Их неспешностьприобретенная. Мыслительные процессы у такого ребенка происходят с обычной скоростью, а вот все, что связано с какими-то действиями, затягивается. Это касается не только еды, умывания, скорости передвижения и т.д., но и выполнения заданий, например лепки, рисования, вырезания. Такие дети медленно "шевелятся" чаще всего из-за того, что за ними ухаживают пожилые люди (бабушка, няня и пр.), которые в силу возраста не могут все делать быстро и активно. А ребенок копирует их темп действий.

3. Другая возможная причина детской медлительности — невроз. Да-да, не удивляйтесь, на фоне вечного недовольства родителей у их детей порой развиваются серьезные нервные расстройства. Ведь для ребенка главное — родительская любовь. Слыша в свой адрес сплошной негатив: "Ты делаешь все, как черепаха", "Опять двойку принес!", "Ну сколько можно ковыряться в супе?", такие дети замыкаются в себе, становятся угрюмыми, неразговорчивыми. И ведь взрослым невдомек, что после подобных взбучек ребенку еше сложнее сосредоточиться и делать задание быстрее!

4. Иногда дети становятся копушами и после каких-то перенесенных заболеваний, например гриппа. В этом случае медлительность объясняется во многом чувством слабости. Как правило, она проходит сама по себе, когда ребенок окончательно поправится. Если вы хотите форсировать этот процесс, дайте ребенку витамины и обшеукрепляюшие травяные сборы.

5.  Причиной изменения темпа и ритма деятельности ребенка может быть врожденная патология головного мозга, связанная с последствиями тяжелого протекания беременности, трудными родами или недоношенной беременностью, когда все системы организма ребенка являются на свет незрелыми или поврежденными.

6.  Иногда медлительность ребенка рассматривается как этап нормального развития в раннем возрасте. В этот период (от 1,5 до 3 лет) неторопливость ребенка может быть связана с естественным недоразвитием моторики. Такая "этапная" замедленность у каждого ребенка с возрастом проходит.

7. Леворукость детей также может также стать причиной медлительности ребенка. Переучивание леворукого ребенка есть и писать правой рукой, может привести не только к замедлению темпа и нарушению ритма его деятельности, но и к нарушению гармоничного развития личности. Врожденная леворукость переучиванию не подлежит.

8.  Любые кризисные моменты в жизни семьи: развод, переезд в новый город, переход ребенка в новую школу, конфликты в семье - являются для ребенка стрессовыми факторами. Повышается тревожность, с которой ребёнок может бессознательно пытаться справиться замедлением общей активности, а также торможением выполнения различных действий.

 Остановимся на медлительности, определяемой физиологическим развитием ребенка. Такая медлительность не является каким-то недостатком, но, как правило, доставляет немало неприятностей детям и их родителям. Даже если вы привыкли к особенностям своего малыша и приспособились к совместным действиям, не торопясь и не раздражаясь, это часто не спасает ребенка от огорчений в детском саду или тем более в школе. Ведь на групповых занятиях такие дети просто не успевают за остальными, хотя качество их работ ничуть не хуже. А переодевания для прогулки или занятий физкультурой иногда становятся для медлительных детей настоящим кошмаром, когда раздраженная воспитательница постоянно подгоняет их, а уже одетые дети страдают оттого, что им жарко.
       По наблюдениям, у медлительных детей чаще всего проявляются следующие симптомы: чувство собственной неполноценности, упрямство; высокая тревожность (особенно в ситуации проверки знаний), неспособность сосредоточиться в работе, неуверенность в принятии решений, переживание своего отличия от других, лживость, заметная уединенность, чрезмерная угрюмость и недовольство, обгрызание ногтей и т. д.

Как показывают наблюдения, большинство медлительных детей не способны самостоятельно справиться с возникающими у них в процессе обучения проблемами.                       Предлагается три возможных пути в помощи преодоления медлительными детьми трудностей в процессе обучения:

1- адаптация непосредственно учебного процесса к особенностям этих детей (профилактика возникновения проблем медлительных детей в учебном процессе, создание условий, в которых медлительные дети будут чувствовать себя комфортнее и в которых их недостаток, медлительность, обернется в достоинство). Например, - введение сдвоенных уроков для этих детей;

2 -коррекция медлительности специалистами или социальным педагогом, в содержание которой должны войти тренинги и упражнения, направленные на увеличение личного темпа реакций и подвижности нервных процессов (по возможности);

3- воспитание у медлительных детей навыков самокоррекции.

Очень низкая скорость — самая характерная черта медлительных людей, связанная с подвижностью их нервных процессов, отсюда и общее название — медлительные. В англоязычных странах этих детей называют не медлительными, а неуклюжими, неловкими (clumsy children). Действительно, человек, вечно спешащий, ограниченный во времени, делает все неловко, неуклюже, особенно ярко это выражено в тех случаях, когда он делает что-то новое, незнакомое.

Индивидуальный темп и скорость, определяется в основном врождёнными особенностями нервной системы. Для того чтобы понять причины и характер трудностей медлительных детей, необходимо знать отличительные особенности организации их деятельности.

У медлительных детей в два раза ниже продуктивность работоспособности. Скорость их деятельности значительно ниже, чем у сверстников (скорость письма ниже почти в 2 раза, скорость выполнения простых движений — в 1,6 раза, скорость решения логических задач — более чем в 1,5 раза). Следовательно, тезис «умеет (знает) — сделает быстро» неприменим к этим детям. У медлительных детей почти в два раза длиннее латентная реакция (время от сигнала к действию до начала действия). Эта особенность очень четко проявляется при включении ребенка в работу и при переключении его на новый вид деятельности. Функциональные особенности высшей нервной деятельности не позволяют медлительному ребенку сразу начать выполнение любого задания, ему необходимо достаточно длительное время на врабатывание, но также трудно отвлечь его и направить на новый вид деятельности. Очень часто трудность или невозможность быстрого переключения осложняет для него не только освоение нового материала, но и любую работу в классе. Новые навыки у медлительных детей формируются значительно дольше, поэтому так сложен для них процесс формирования навыка письма.

Медлительные дети усваивают на треть меньше информации, чем их сверстники, при одинаковой интенсивности ее подачи. Но если темп подачи материала увеличивается, то медлительные дети воспринимают меньше половины сказанного. Низкая сопротивляемость утомлению является тем неблагоприятным фоном, на котором проходит вся учебная деятельность медлительного ребенка и в школе, и дома.

Все сказанное отнюдь не означает, что умственная деятельность медлительного ребенка качественно хуже. При создании для него необходимых условий, при учете его особенностей и главное — оптимального темпа, качество и точность работы могут быть очень высокими.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: