МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По дисциплине Б2.В.03 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА
Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Направленность (профиль) - Психология и социальная педагогика
Рекомендации к заданию 1.
Анализ деятельности социального педагога.
Действия практиканта:
· побеседуйте с социальным педагогом, ознакомьтесь с документацией, регламентирующей его деятельность;
· изучите должностные обязанности социального педагога, его план работы, формы отчетности;
· самостоятельно составьте циклограмму работы социального педагога под руководством специалиста и проанализируйте основные направления работы;
· оформите циклограмму в таблице 2.
Форма отчета: таблица 1, 2.
Таблица 1
Описание деятельности социального педагога ( название организации )
№ п/п | Направление деятельности | Содержание деятельности |
1 | ||
… |
Таблица 2
Циклограмма деятельности социального педагога ( название организации )
№ п/п | Дни недели | Виды работ | Содержание работ |
1 | |||
… |
Оценка задания № 1:
ü зафиксированы общие сведения об особенностях работы социального педагога в данной организации - 5 баллов;
ü разработана циклограмма работы социального педагога - 5 баллов.
Итого: 10 баллов
Рекомендации к заданию 2.
Знакомство с категориями детей.
Действия практиканта:
· познакомьтесь с категориями детей, которым оказывается социально-педагогическая помощь; выявите их ведущие проблемы и потребности;
· изучите документацию, отражающую работу с категориями детей, которым оказывается социально-педагогическая помощь.
Форма отчета: таблица 3.
Таблица 3
Категории детей ( название организации )
№ п/п | Категории детей | Ведущие проблемы | Ведущие проблемы |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. | |||
9. | |||
10. |
Оценка задания № 2:
ü перечислены категории детей, с которыми работает организация - 5 баллов;
ü выделены их ведущие проблемы - 5 баллов;
ü уточнены ведущие потребности - 5 баллов;
Итого: 15 баллов
Рекомендации к заданию 3.
Проведение психолого-педагогической диагностики.
Цель задания: овладение приемами диагностики нежелательной ситуации, в которую попал ребенок в семье, школе, коллективе.
Действия практиканта:
· организуйте встречу с ребенком, посещение семьи (по возможности);
· познакомьтесь с методами ведения и содержанием документации на ребенка, принадлежащего к категории, которой оказывается социально-педагогическая помощь;
· определите основных субъектов, осуществляющих социальный контроль за поведением ребенка, рассмотрите основные способы взаимодействия социального педагога с ними;
· выделите основные методы и формы социальной поддержки ребенка;
· подберите и проведите диагностические методики с конкретной категорией детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи (опекаемые, «трудные»);
· составьте опросник для индивидуальной беседы с обучающимися, нарушившим дисциплину;
· проведите с ребенком беседу о правах и обязанностях, социальных нормах и правилах поведения в обществе.
Форма отчета: свободная форма
Оценка задания № 3:
ü представлен перечень документов на ребенка - 5 баллов;
ü оформлен протокол беседы с ребенком и семьей - 5 баллов;
ü представлены результаты проведенных диагностических методик - 5 баллов;
ü составлен опросник - 5 баллов;
Итого: 20 баллов
Рекомендации к заданию 4.
Разработка и проведение профилактического мероприятия.
Цель задания: Изучение особенностей профилактической деятельности организации, разработка эффективных форм профилактики для конкретной категории детей.
Действия практиканта:
· определите содержание социально-педагогической профилактики в отношении данной категории детей; оцените способы и формы профилактической деятельности данной организации; выделить критерии эффективности социальной профилактики и методы ее измерения;
· разработайте и проведите четырех воспитательных мероприятия, преследующее профилактические цели;
· сведения о проведенных мероприятиях оформите в таблице 4.
· представьте в приложении к отчету практиканта краткий конспект одного мероприятия (свободная форма).
· разработайте содержание буклета для родителей или детей, имеющего профилактические цели.
· проведите анализ одного мероприятия по предложенному плану:
1. Какова тема и цель мероприятия?
2. Какова внутренняя структура мероприятия?
3. Как реагировали на поставленные Вами вопросы и предложенные задания? Какие приемы организации помощи Вы использовали?
4. Какие формы и средства организации деятельности детей Вы использовали?
5. Удалось ли Вам установить контакт со всеми детьми в группе (обратная связь)?
6. Какие моменты мероприятия показались особенно удачными? Не совсем удачными?
7. Каков итог? Довольны ли Вы сами его результатом?
Форма отчета: описание мероприятия (табл. 4) + конспект и анализ мероприятия по выбору студента (свободная форма).
Таблица 4
Проведение профилактического мероприятия
№ | Дата проведения | Краткое описание | Основные результаты |
1 | |||
… |
Оценка задания № 4:
ü представлено краткое описание 4-х мероприятий (содержание социально-педагогической профилактики; способы и формы профилактической деятельности; выделить критерии) - 5 баллов за каждое;
ü предоставлен конспект мероприятия - 5 баллов;
ü представлен анализ по предложенному плану - 5 баллов (из них: 3б. – глубина анализа и 5б. – полнота анализа мероприятия).
Итого: 20 баллов
Рекомендации к заданию 5.
Разработка и проведение просветительского мероприятия для родителей (законных представителей) обучающихся
Действия практиканта:
· по результатам психолого-педагогической диагностики продумайте актуальную, интересную тему и вопросы для беседы с родителями (коллективной или индивидуальной);
· представьте в приложении к отчету практиканта краткий конспект беседы (свободная форма).
· разработайте содержание буклета для родителей или детей, имеющего просветительские цели.
Форма отчета: конспект беседы (свободная форма).
Оценка задания № 5:
· предоставлен конспект беседы - 5 баллов;
· учтены основные параметры, которые оцениваются в 6 баллов:
1) актуальность темы беседы – 3 б.
2) логичность построения беседы - 3 б.
3) степень «полезности» представленной в ходе беседы информации для родителей - 3 б.
Итого: 11 баллов