На маршруте «Сказочные тропы Кузбасса»
Пояснительная записка
Методическая разработка познавательной игры «Тропинка» адресована, прежде всего, тем, кто непосредственно занимается организацией воспитательной деятельности детей в оздоровительных лагерях.
Анализируя собственный опыт подобной деятельности, авторы отобрали те идеи, которые имели устойчивый результат и показали свою жизнеспособность на практике. Базой для их разработки и апробации с целью последующего внедрения в различных детских оздоровительных центрах, профильных и палаточных лагерях, стал областной детский оздоровительно-образовательный центр «Сибирская сказка».
Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления и развития различного творчества ребенка. Развитие и оздоровление детей во многом зависят от знаний, умений и подготовленности к работе вожатых, т.е. тех, кто организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течение всей смены и каждого дня.
|
|
Опыт показывает, что большую трудность для педагогов и вожатых в детском оздоровительном лагере представляет организация различных тематических игр на местности (не спортивные игры на игровом поле, а игры с использованием объектов природы). Это объясняется некоторыми особенностями игровых ситуаций, среди которых можно выделить следующие:
- во-первых, игры на местности требуют от вожатых знаний об окружающем мире определённого детского лагеря (рельеф, почвы, деревья, кустарники, растительный покров и др.), соответственно их порой сложно организовать и провести;
- во-вторых, игры на местности порой не имеют твердых правил и проводятся на больших по площади участках открытой или закрытой местности с различным рельефом. Поэтому их организация для одного вожатого представляется трудоемкой.
Авторы данной разработки предлагают методику организации и проведения познавательной игры «Тропинка», которую можно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе.
Игра может проводиться с любой возрастной категорией ребят в определенном временном режиме.
В данной игре, помимо вышеперечисленного, присутствует также соревновательный характер, который позволяет активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Каждому ребенку предоставляется возможность посоревноваться со сверстниками не только в сообразительности и находчивости, но и в быстроте, ловкости, силе (если игра проводится на природе - для этого на территории «Сибирской сказки сделан «Веревочный лабиринт»).
|
|
При выполнении заданий каждый участник может убедиться в преимуществах общих дружных усилий, направленных на преодоление различных препятствий и достижение общей цели - победы своей команды. Особенностью данной игры является то, что в ней используют как методы активизации мышления, открытые задачи, так и элементы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), которые включены в задания. С их помощью решаются многие задачи на маршруте игры. Чтобы проложить любой маршрут, нужно кое-что уметь: знать местность, по которой пролагаешь маршрут (на языке ТРИЗ – это ресурсы), научиться преодолевать препятствия и трудности (это противоречия и приемы их разрешения).
Цель игры: сплочение детей и повышение их мотивации к изучению природы родного края через игру и творческие задачи.
Задачи:
1. формировать умение выявлять и решать противоречия, проблемные ситуации и творческие задачи во время преодоления препятствий на маршруте путешествия;
2. развивать наблюдательность, внимательность, системное видение мира через творческие задания.
Игра – отрядная (командная), состав команды – от 3 до 15 человек. Необходимо наличие в команде ведущего (провожатого), у которого имеется полный комплект карточек (заданий), необходимых материалов и инструментов для прохождения игры «Тропинка». Команды могут быть разновозрастными. Предварительной подготовки участников не требуется. Дети, выполняя игровые задания, могут показать свою эрудицию, в игровой форме получить новые знания по теме. Тематика игровых заданий «Тропинки» может быть из любой области знаний. В данном случае выбор темы игры учитывал знаменательную дату - «70-летие Кемеровской области», а также наработанный совместно с детьми материал по проекту «Сказочные тропы Кузбасса» на базе детского оздоровительно-образовательного центра «Сибирская сказка».
Предварительная подготовка мероприятия организаторами игры
1. вожатыми заранее разрабатывается игровая карта (размер поля: лист формата А3, А2 или А1, в зависимости от возрастных особенностей участников и имеющихся ресурсов). Игровое поле игры «Тропинка» имитирует часть территории ДОЛ «Сибирская сказка» с информационными баннерами, сказочными персонажами, домиком «Бабы Яги» и др.;
2. готовятся различные игровые фишки, фиксирующие результаты прохождения детьми маршрута «Тропинки»;
3. создается комплект творческих (открытых) задач и заданий, раздаточный материал для различных этапов «Тропинки» (задания готовятся вожатыми «с избытком» для того, чтобы решение всех задач одной командой за отведенное время было практически невозможным);
4. готовится лист бумаги (формат А4) и карандаши на каждую команду для написания «Путевых заметок»;
5. в определенном кабинете размещается мультимедийное оборудование, для презентации слайдов по теме игры, а также мультипликационных фильмов и видеосюжетов.
6. Если игра проводится на улице – игровые задания печатаются на бумаге, ламинируются и размещаются на определенных природных объектах (см. приложение «Игра «Лабиринт»).
7. Игровое поле «Тропинки» (рис.1), для удобства играющих, необходимо разделить на несколько тематических участков (этапов):
8. «Старт» (ребята решают задачи на смекалку, в качестве разминки перед началом путешествия);
9. «Природная кладовая» (ребята разбираются с вопросами о хвойных деревьях, их использовании человеком и т.п.);
10. «Гора самоцветов» (ребята отвечают на вопросы и задания по теме «Полезные ископаемые Кузбасса»);
11. «Грибное лукошко» (ребята пробуют вспомнить все о грибах, решить задачи на воображение);
12. «На неведомых дорожках» (ребята выполняют творческие задания по теме «Животный мир Кузбасса»);
|
|
13. «Удивительные насекомые» (дети выполняют упражнения, игровые задания по теме «Насекомые Кузбасса»);
14. «Избушка Бабы Яги» (выполняются задания от сказочного персонажа – хозяйки зверей).
15.