· Вместе с группой посмотреть, что произошло за последнюю неделю.
· Вместе с группой отметить успехи (например, чаепитием, выдачей диплома).
Пример:
Через 6 недель: С.И. узнала от Эвы, ее родителей и классного руководителя, что девочке стало значительно лучше. Теперь Эва уже может вполне представить себе поездку в осенний лагерь и надеется, что будет жить в одной комнате со Светланой и Наташей.
Незадолго до начала летних каникул С.И. еще раз встретилась с группой помощников, чтобы подвести итоги. Было организовано праздничное чаепитие и каждому выданы дипломы в качестве признания их вкладов в урегулирование ситуации.
Поддержание контакта с семьей жертвы и учителем
· Через некоторое время снова осведомиться о том, сохраняются ли достигнутые изменения.
· Предложить жертве и ее семье при необходимости обращаться за помощью.
Пример:
В начале следующего учебного года С.И. возобновила контакты с семьей Эвы и ее новой классной руководительницей и с интервалом примерно в месяц регулярно спрашивала их о том, как чувствует себя девочка. Все знали, что при необходимости они всегда могут обратиться к психологу С.И. Новая классная руководительница была благодарна госпоже С.И. за то, что та помогла ей распределить девочек по группам, когда они ездили на экскурсию по Золотому Кольцу.
|
|
Разработка стратегии подключения к работе родителей и других учителей
Педагог обязательно должен поговорить с родителями ученика, подвергающегося буллингу. В разговоре с родителями жертвы важно:
· Понять позицию родителей.
· Войти в доверительные отношения с родителями (получить их согласие на проведение методики).
· Рассказать о методе «Без обвинений» и его возможностях.
Пример:
Родители Эвы тоже страдают. Поэтому они очень благодарны, что С.И. и классный руководитель пригласили их на беседу. Они говорят, что отчаялись и не верят, что ситуация может измениться к лучшему. Их очень беспокоит также то, что успеваемость Эвы становится все хуже. С.И. рассказывает им о возможностях методики «Без обвинений» и пытается заручиться доверием родителей. Родители также считают важным, чтобы Эва приняла участие в коллективной поездке класса. По окончании беседы они выражают согласие с планом намеченных С.И. мероприятий.
Методика «Без обвинений» - это разновидность медиации, работы по урегулированию конфликтов и менеджменту рискованных ситуаций. Основная работа педагога состоит в проведении регулярных бесед со всеми участниками ситуации.
Главным человеком здесь методики является жертва. Поговорить с ней нужно в первую очередь и делать это нужно правильно. Если вы начали формировать группу поддержки, не получив согласия жертвы, вы сделаете большую ошибку и своими руками сведете на нет все дальнейшие усилия. Почему? Услышав, что психолог что-то обсуждал про нее с буллерами, жертва просто решит, что вы тоже на их стороне – ведь жертва все время ждет подвоха.
|
|
Основные вопросы для интервью с жертвой
Цель этой беседы в том, чтобы выяснить, что происходит, кто участвует в травле, а также с кем, возможно, у жертвы еще есть хорошие отношения и каковы собственные ресурсы жертвы по урегулированию ситуации. На основе информации, полученной в этой беседе, впоследствии специалист (например, социальный работник), применяющий методику «Без обвинений», вместе с классным руководителем формирует группу помощников.
Вопросы интервью:
· Сколько времени уже длится эта ситуация?
· Что тебе пришлось пережить? В какой форме осуществлялись притеснения? Что конкретно происходило? Что тебя больше всего задевало / ранило?
· Кто в этом участвовал?
· Как эти нападки повлияли на тебя? Что ты ощущал?
· Какой была твоя жизнь в это время?
· Пытался ли ты что-то против этого предпринять? Что и когда?
· Как обстояли дела с аппетитом, сном, сновидениями, здоровьем и т.д.?
· Оцени степень своего отчаяния (чувства безнадежности ситуации, своей беспомощности): [0 --- 5 --- 10]
· Какова степень твоей уверенности в себе / веры в лучшее: [0 --- 5 --- 10]
· Думал ли ты о том, что больше не можешь это выдерживать? Какие мысли у тебя были о том, что ты мог бы в этой ситуации сделать?
· Чего бы ты хотел (твое желание)? По каким признакам ты мог бы определить, что тебе стало лучше?
· Что должно было бы произойти, чтобы в школе, в гардеробе, в классе, на переменах, по дороге в школу тебе стало лучше?
· Как ты думаешь, что ты сам мог бы сделать, чтобы изменить свою ситуацию к лучшему?
· Есть ли еще что-то важное, о чем ты хотел бы сказать?
Разговоры с остальными участниками проекта проводятся по тем же вопросам, которые указаны выше.
В завершении проекта не забудьте вручить сертификаты (благодарственные грамоты) участника группы поддержки всем членам группы поддержки (не жертве). Такие документы в наше время все больше начинают ценить вузы. Для вуза важно, чтобы абитуриент был также социально активной личностью.