Тип исследования | Задачи исследования | Результат исследования | Адрес пользователя | Вид публикации |
Фундаментальные | Развитие, разработка научной концепции | Идея, гипотеза, направление, закон, тенденция, концепция, закономерность, дидактическая система | Научные сотрудники, преподаватели кафедр педагогики, методисты | Статья, научный отчет, диссертация, монография |
Прикладные | Развитие, разработка методического предложения | Терминология, методическая система, условие, требование, критерий, правило, предложение, метод | Учителя, работники внешкольных учреждений | Статья, научный отчет, диссертация, дидактиче- ское или методическое пособие |
Разработки | Развитие, разработка конкретных предписаний | Алгоритм, средство, правило, предложение, прием, методическая разра- ботка | Учителя, учащиеся, работники, осу- ществляющие функции управления школой | Учебник, учебное пособие, сборник задач |
В. И. Загвязинский и Р. Атаханов выделяют три этапа конструирования логики исследования: постановочный, собственно исследовательский и оформительско-внедренческий [12] . Можно представить логику исследования в более развернутом виде следующим образом.
|
|
1 этап. Определение сферы научных интересов и темы исследования.
2 этап. Знакомство с литературными источниками с целью изучения разработанности данной темы, уточнение ее формулировки.
3 этап. Обоснование актуальности исследования, определение объекта, предмета, формулировка целей и задач исследования.
4 этап. Выбор методологии, определение исходной позиции, теоретических положений, концептуальных идей, исследовательских подходов.
5 этап. Построение гипотезы исследования, которую предстоит доказать.
6 этап. Разработка критериев и показателей для отслеживания результатов исследования.
7 этап. Выбор методов исследования, составление методик.
8 этап. Изучение состояния исследуемой проблемы в практике. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования.
9 этап. Разработка программы преобразующего эксперимента на основе анализа теории и практики, результатов констатирующего эксперимента.
10 этап. Организация и проведение формирующего (преобразующего) эксперимента (проверка гипотезы).
11 этап. Анализ результатов эксперимента.
12 этап. Апробация результатов эксперимента в иных условиях.
13 этап. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.
14 этап. Апробация и внедрение результатов исследования в практику.
15 этап. Выработка практических рекомендаций по использованию результатов исследования.
|
|
Предлагаемая логика исследования представлена в обобщенном виде. В каждом исследовании необходимо определить свой вариант последовательности шагов, который зависит от типа, характера, темы исследования, возможностей и условий деятельности исследователя и других факторов.
Вопросы для самоконтроля и обсуждения 1. В чем особенности психолого-педагогического исследования?
2. Каковы функции психолого-педагогического исследования?
3. Назовите и обоснуйте требования к научному исследованию.
4. Какая из классификаций исследования кажется Вам наиболее убедительной? Обоснуйте свою точку зрения.
5. Какова логика научного исследования?
Практические задания
1. Проведите анализ практической и научно-исследовательской деятельности на примере конкретной педагогической проблемы, используя таблицу 1 данного раздела книги.
2. Схематично представьте классификацию научных исследований.
3. Дайте краткую характеристику этапов организации своего планируемого или проведенного исследования.
Уровни методологии, подходы и принципы исследования
Успех исследования, объективность получения знания обусловлены прежде всего выбором методологии исследования. Методология (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение и logos – слово, понятие) это:
− система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности [Философский энциклопедический словарь, 1983];
− учение о научном методе познания;
− совокупность методов, применяемых в какой-либо науке [Современный словарь иностранных слов, 1994].
Э. Г. Юдин14 выделил четыре уровня методологии. Высший уровень – философская методология, которую составляют об-
14 Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука,
1978. С. 41–45.
щие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания.
Общенаучная методология – это второй уровень, представляющий собой общенаучные концепции, воздействующие на многие научные дисциплины, например, системный, синергетический и другие подходы.
Третий уровень – конкретно-научная методология, т. е. совокупность подходов, принципов, процедур, применяемых в конкретной научной дисциплине. Методология специальной дисциплины включает как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, например, системный подход; моделирование в психолого-педагогическом исследовании.
Схема 1
Уровни методологии
Четвертый уровень методологии представляют методика и техника исследования. Это набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его обработку, после которой он может включатся в массив знания, которое является высокоспециализированным методологическим знанием.
Все уровни взаимосвязаны и образуют сложную систему, при этом философский уровень выступает как база, основание всякого методологического знания.
В. И. Смирнов представил эти уровни схематично (см. схему 1) [13].
«Методология педагогики – это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создания концепции) и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания»[14].
Схема 2