1. Какие методы относятся к общетеоретическим методам исследования?
2. Что их отличает от эмпирических методов исследования?
3. На каких этапах исследования используются общетеоретические методы исследования?
4. Дайте краткую характеристику каждого из методов и приведите примеры использования данного метода в исследовании.
Практические задания
1. Схематично представьте взаимосвязь общетеоретических методов исследования.
2. Используя различные источники, сделайте анализ одного из основных понятий и попытайтесь дать свой вариант его определения. Обоснуйте использование общетеоретических методов при работе с понятиями.
Анализ литературы
Задачи в работе с научной литературой
Научная литература – совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Она предназначена для информирования учёных и специалистов о последних достижениях науки, а также для закрепления приоритета в научном открытии. Как правило, научная работа не считается завершённой, если она не была опубликована.
|
|
Наиболее тщательная работа с научной литературой проводится, как правило, на начальных этапах исследования. При этом решаются такие задачи, как изучение проблемного поля: того, что уже исследовано по проблеме; определение направлений поиска, основных терминов и понятий исследования; его задач; оснований для формулирования гипотезы и др.
Количество научных источников растет в настоящее время с геометрической прогрессией. Начинающий исследователь всегда боится, с одной стороны, «утонуть» в этом море, с другой стороны, не найти нужную литературу.
Отправной точкой для поиска литературы по теме исследования служит выделение проблемы исследования. Проблема – это логический узловой пункт темы, задающий ракурс ее рассмотрения. Она является стержневой для всей работы. Проблема может быть осознана в виде проблемной ситуации, нерешенного
вопроса, теоретической или практической задачи и т. п. [37] Именно постановка проблемы становится основой для формулировки гипотезы и исследования степени изученности темы.
Изучение материала нужно начинать с наиболее фундаментальных работ. Для обоснования методологической и теоретической базы исследования важно изучение общефилософской литературы. После этого можно переходить к изучению статей и монографий. Следует учитывать, что их авторы, пытаясь доказать свои идеи, могут быть слишком полемичными и допускать преувеличения. Целесообразно обращаться к источникам, авторы которых обладают максимальным научным авторитетом в данной области. Ориентация на научный авторитет позволит отделить достоверную информацию от менее достоверной.
|
|
При работе с научной литературой важно не просто цитировать источники, а найти самостоятельную позицию, которая опиралась бы на все лучшее, почерпнутое из авторитетных источников. Самостоятельная позиция и гипотеза исследования способствуют выстраиванию логики изложения и анализа научных источников и выработке собственной логики всего исследования, а также нахождению новизны работы и ее значимости. Кроме того, гипотеза, цель и задачи исследования дадут возможность выбрать из всего прочитанного то, что потом будет включено в текст собственного исследования и не включать лишних источников лишь потому, что они были прочитаны.