К опросным методам относятся интервью (стандартизированное и полустандартизированное), беседа или нестандартизированное интервью и анкетирование. Опросные методы делятся на устные (интервью и беседа) и письменные (анкетирование). В случае проведения устного опроса, его результаты необходимо фиксировать в письменной форме по заранее разработанной схеме. В исследованиях чаще всего используют анкетирование и беседу.
Спецификой опроса является получение информации для исследователя об определенных объективных и субъективных факторах со слов респондента. Поэтому важнейшей проблемой при применении этого метода является проблема обеспечения достоверности получаемой информации. Известно, что степень достоверности тем выше, чем искреннее в своих ответах опрашиваемый и чем больше он осведомлен в области изучаемой проблемы. В связи с этим чрезвычайно важно выяснить, может ли опрашиваемый отвечать на поставленные вопросы, достаточно ли он в этой области компетентен, а также создать необходимую мотивацию у опрашиваемого для того, чтобы он захотел отвечать на поставленные вопросы.
|
|
Анкетирование
Анкетирование обычно рассматривается как метод заочного опроса. Впервые анкету как метод психологического исследования использовал Ф. Гальтон для изучения умственных качеств и условий индивидуального личностного развития ученых XIX века.
Анкетирование используется, когда требуется получить обобщенное мнение по какому-то вопросу, необходимы четкие и точные ответы на вопросы, интересующие исследователя, нужно выяснить отношение респондентов к острому, дискуссионному или интимно-личностному вопросу, требуется опросить большое количество людей за короткий срок.
Использование метода анкетирования предполагает несколько этапов:
1. Создание концепции анкеты.
2. Формулировка и компоновка вопросов анкеты.
3. Оформление анкеты.
4. Экспериментально-практическая проверка анкеты (пилотажное исследование).
5. Подготовка к анкетированию.
6. Проведение анкетирования.
7. Обработка и анализ результатов анкетирования.
Концепция анкеты предусматривает формулировку проблемы исследования, определение предмета и объекта исследования, цели и гипотезы анкетирования.
Характер проблемы определяет предмет и объект исследования. При описании предмета исследования необходимо зафиксировать основные понятия, характеризующие предмет исследования, факторы, от которых зависит функционирование и/или развитие предмета, закономерности функционирования и развития предмета. При описании объекта важно выделить все те особенности объекта, которые представляют интерес для изучаемой проблемы и создают условия для изменения предмета исследования.
|
|
При формулировке цели анкетирования необходимо помнить, что с помощью анкеты можно получить не всю интересующую исследователя информацию, а лишь выявить мнение и отношение респондентов. Цель исследования так же, как и гипотеза, может внести коррективы в характеристику объекта и предмета исследования.
Таким образом, сформулированная концепция анкеты будет определять характер и содержание вопросов анкеты, а также служить основанием для анализа полученных результатов.