а) Примерный план доклада студента.
1. Общая характеристика выпускной работы:
• тема;
• мотивы выбора темы;
• круг основных вопросов, раскрытых в теме: план выпускной работы;
• основные источники, использованные в работе при раскрытии темы;
• краткое содержание экспериментальной работы, осмысление и оценка которой дана в содержании выпускной квалификационной работы.
2. Характеристика основного содержания выпускной работы:
• сущность педагогической или психологической проблемы, раскрытой в теме;
• позиции ученых и оценочные суждения автора по ее основным аспектам;
• анализ и оценка практического опыта решения указанной проблемы с позиции теории вопроса;
• пути совершенствования работы с детьми, определение перспективных линий в эффективной реализации изученной проблемы на практике.
• 3. Самооценка результата и качества выполненной выпускной работы;
• какие задачи были поставлены в процессе работы над темой и как удалось их решить;
• степень удовлетворенности результатами проделанной работы;
|
|
• над какими вопросами темы работа будет продолжена (перспектива исследования).
б) Процедура защиты выпускной квалификационной работы.
1. Защита выпускной работы проводится на открытом заседании ГАК в установленном порядке.
2. Регламент доклада — 7-10 минут.
3. По окончании доклада члены комиссии, а также приглашенные на защиту задают вопросы, на которые докладчик даст ответы. Ответы должны быть полными, четкими и исчерпывающими.
4. Ввиду того, что с отзывом руководителя и рецензией студент знакомится заранее, необходимо подготовиться к ответам на замечания, которые в них содержатся.
5. После обсуждения работы студенту предоставляется заключительное слово, которое должно быть лаконичным и по существу высказанных в процессе выступления замечаний и рекомендаций по выполненной работе.
в) Критерии и показатели уровня выполнения выпускной квалификационной работы.
Оценка. Критерии. | «отлично» | «хорошо» | «удовлетворительно» | «неудовлетворительно» |
Мотивы выбора темы | Тема выбрана из практических потребностей с перспективой внедрения в практику. Актуальность темы всесторонне аргументирована, чётко определены цели и задачи, проявлен интерес к соответствующей литературе и учебным лекциям. В работе использован материал, наработаны на занятиях и в научном кружке, курсовых работах, в процессе специализации. | Тема актуальна, достаточно аргументирована. Чётко определены цели и задачи работы, проявлен интерес к соответствующей литературе, лекциям, консультациям. Однако предварительные результаты работы не очень значительны или почти отсутствуют. | Тема избрана наугад, её актуальность хорошо аргументирована, определены цели и задачи работы. Предварительные результаты её отсутствуют. | Тема избрана случайно, актуальность её слабо аргументирована. Работа начинается с нуля, без ясных целей и задач. |
Выполнение требований к объёму и оформлению. Соответствие структуры целям и задачам работы. | Объем и выполнение работы в полном соответствии с требованиями, список литературы полный, с правильным библиографическим описанием, сноски на источники сделаны точно; работа переплетена, оформление эстетически выдержано. Структура работы соответствует поставленным целям автора, содержание темы отражено в плане полно и логически правильно, соблюдено требование соразмерности в отношении вопросов плана. | В объёме и оформлении допущены незначительные отклонения от требований: список литературы полный, сноски на источники сделаны правильно. Структура в основном соответствует поставленным целям и задачам автора. | В объёме и оформлении допущены существенные недостатки. Имеют место нарушения правил библиографического описания использованной литературы и сносок на источники. Структура работы недостаточно соответствует целям и задачам автора. | В объёме и оформлении работы имеют место грубые недостатки. Неудовлетворительно оформлен список литературы, отсутствуют сноски на источники, буквальное переписывание источников, использованных в работе. |
Глубина освещения темы, уровень творчества. | Автор правильно использует методы психолого-педагогического исследования, умеет анализировать и обобщать полученные результаты. Изложение полученных данных носит репродуктивный характер, выводы и предложения соответствуют целям и задачами исследования. Работа иллюстрирована схемами, таблицами, диаграммами. | Автор правильно использует методы психолого-педагогического исследования, умеет анализировать и обобщать полученные результаты. Изложение носит репродуктивный характер, выводы и предложения соответствуют целям и задачам. Недостаточно иллюстрирована работа схемами, графиками. | Автор слабо владеет методами психолого-педагогического исследования, поверхностно анализирует и обобщает. Выводы и предложения не трансформируются в технологию их реализации. Иллюстрации к работе недостаточно убедительны или отсутствуют вообще. | Автор не владеет методами психолого-педагогического исследования, отсутствует анализ личного опыта. Изложение носит репродуктивный характер, своего отношения автор не проявляет. Выводы и предложения не обоснованы и вызывают недоверие. |
Уровень защиты выпускной работы. | В кратком сообщении автора проявились умения выбирать наиболее значимые теоретические и практические результаты работы и находчивость при ответах на вопросы. Убедительно иллюстрировались диаграммы, схемы, таблицы, графики. | В сообщении автора проявилось умение выбирать главное из работы и находчивость при ответах на вопросы. Но отсутствовали иллюстрации, хотя характер работы обусловил их изготовление и применение при защите. | Автор не смог в своём выступлении раскрыть главных достоинств своей работы. Ответы на вопросы недостаточно убедительны, иногда уклончивы. | Автор смутно представляет суть своей работы, на вопросы затрудняется ответить. |
ЛИТЕРАТУРА
|
|
1. 1. Архангельский С.И., Михеев В.И. Теоретические основы научной организации учебного процесса в высшей школе. — М., 1976.
2. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. - М.: Педагогика, I988.
3. Волков B.C., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. - М., 1994.
4. Гендина Н.И., Колкова Н.И. Стандарты высшего учебного заведения
|
|
5. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. — СПб.: СПбГУ, 1991.
6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М..ИНФРА-М, 1997.
7. Калинин С.Ю. Библиографический аппарат научной работы // Библиография. — 1993. - №2.
8. Кожин Л.И., Крылова О.Л., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982..
9. Кучин Ф.Я. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. - M., Ось-89.,1997.
10. Куликов Л.В. Введение в психологическое исследование. - СПб., 1994.
11. Методы пелагических исследований / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Просвещение, 1976. - С. 64. (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Философия», 7).
12. 11 Методические указания но организации поиска литературы, оформлению библиографического списка, ссылок и сносок к научной работе /Сост. Л.К. Алексеенко, М.И. Кубашевская. А.И. Никитина. – Ленинград, 1986.
13. Мелодические указания к выполнению дипломной работы по современному русскому языку /Сост. Н.А. Купина. - Свердловск. УрГУ. - 1989.
14. Обризан А.И. Как сгруппировать литературу в библиографическом списке к научной работе // Библиография. - 1993. - №1
15. Приходько П.Т. Пути в науку. Беседы об организации труда начинающих исследователей. - М.: Знание, 1973. — С. 136.
16. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. - М.: Педагогика, 1974.
17. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. В помощь начинающему исследователю. - М.: Педагогика. - 1986.
18. Составление библиографического описания: Краткие правила Межвед. Кагалогизац. Комис, При Гос. Банке СССР им. В.И. Ленина. 2-е изд. доп. - М.: Кн. палата, 1991.
19. Теория и практика педагогического эксперимента: Под ред. Л.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. - М., Педагогика, 1979.
20. Эхо Ю. Письменные работы в вузах. Практическое руководство для тех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации. 2-е изд. - М., Вестник, 1997.