Тема 5. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие

Программа семинарских занятий по курсу

«Нейропсихология»

«Neuropsychology»

 

Тема 1. Предмет и задачи нейропсихологии. Теоретическое и практическое значение нейропсихологии.

1. Нейропсихология как отрасль психологической науки. Нейропсихология как нейронаука. Нейропсихология и медицина. Нейропсихология и социальные науки.

2. Основные направления нейропсихологии: клиническая нейропсихология, экспериментальная нейропсихология, реабилитационная нейропсихология, возрастная нейропсихология (детская нейропсихология и нейрогеронтопсихология), дифференциальная нейропсихология.

3. Теоретическое значение нейропсихологии, ее вклад в изучение проблемы «мозг и психика».

4. Практические задачи нейропсихологии.

5. Отечественная и зарубежная нейропсихология: история развития и современное состояние. Роль А.Р.Лурии в создании отечественной школы нейропсихологии.

Литература

Основная

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. 2-е изд. М.:И.Ц.«Академия», 2002, с.8-66.

2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. 3-е издание, М.: Академический проект, 2000, с.7-37.

3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003, с. 10-32, 98-122.

4. Хрестоматия по нейропсихологии. / Под ред. Е.Д. Хомской М.: РПО, 1999. Раздел I,с. 10-59.

Дополнительная

1. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М.: Академия, 2003, с. 3-6, 136-138.

2. Левитин К.Е. Мимолетный узор: о профессоре нейропсихологии Лурии А.Р. М., 1978, 80 с.

3. Лурия А.Р. О естественнонаучных основах психологии // Естественнонаучные основы психологии. М.: Педагогика, 1978, с.7-23.

4. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути: Научная автобиография. М: Изд-во МГУ, 2001, с. 171-185.

5. Голден Ч.Дж.. Нейропсихология // Психологическая энциклопедия. 2-е издание. Под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха. СПб.: Изд-во Питер, 2003, с. 462-465.

6. Пуанте А. Применение Луриевского подхода в США // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. М.: РПО, 1998, с.73-75.

7. Таппер Д.Е. Продолжающееся влияние идей Лурия на северо-американскую нейропсихологию: теория и ее применение // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. М.: РПО, 1998, с. 53-60.

8. Хомская Е.Д. Александр Романович Лурия: Научная биография. М.: Воениздат, 1992, 216 с.

9. Хомская Е.Д. Нейропсихологическая школа А.Р.Лурия // Вопросы психологии.1997, № 5, с. 79-101.

10. Хомская Е.Д. Клиническая психология и нейропсихология: целое или часть? // Вопросы психологии, 2003, № 5.с.33-46

11. Хомская Е.Д. А.Р. Лурия и современная психология // А.Р. Лурия и психология XXI века. II Международная конференция памяти А.Р. Лурия: Сборник докладов/ Под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман. М.: Смысл, 2003, с. 3-9.

12. Цветкова Л.С. Общепсихологическое значение нейропсихологии А.Р. Лурия // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов / Под ред. Е.Д.Хомской, Т.В. Ахутиной. М.:РПО,1998, с. 37-46.

Тема 2. Проблема мозговой организации высших психических функций.

1. История изучения проблемы локализации психических функций: узкий локализационизм, антилокализационизм, эклектизм, отрицание возможности локализации высших психических функций.

2. Формирование представлений о психической функции как о функциональной системе (П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн и др.).

3. Значение работ Л.С.Выготского для нейропсихологии.

4. Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р.Лурии.

5. Современные подходы к решению проблемы мозговой организации психических функций:

a) Модулярный подход (И.М.Тонконогий, А.Пуанте). Понятие конвенциональной и необычной информации.

b) Градиентный подход (Э.Голдберг).

 

Литература

Основная

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. 2-е изд. М.:И.ц.«Академия», 2002, с.67-80.

2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. 3-е издание, М.: Академический проект, 2000, с.7-37.

3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003, с. 33-51, 124-142.

4. Хрестоматия по нейропсихологии/ Под ред. Е.Д. Хомской. М.: РПО, 1999. Раздел II, с. 60-72.

Дополнительная

1. Бизюк А.П. Основы нейропсихологии. СПб.:Речь, 2005, с.9-19.

2. Гольдберг Э. Управляющий мозг. М.:Смысл, 2003, с.83-103.

3. Тонконогий И.М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. СПб.:Питер,2007, с.19-27.

4. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975, 448 с.

5. Robbins, Philip, "Modularity of Mind", The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Summer 2015 Edition), Edward N. Zalta (ed.), URL = http://plato.stanford.edu/archives/sum2015/entries/modularity-mind/

Тема 3. Синдромный анализ нарушений высших психических функций.

 

1. Нейропсихологические симптомы, нейропсихологические синдромы, нейропсихологические факторы. Соотношение понятий «фактор», «локализация», «симптом», «синдром».

2. Нейропсихологический фактор – центральное понятие отечественной нейропсихологии. Основные определения фактора. Современные тенденции в изучении нейропсихологических факторов.

3. Классификация нейропсихологических факторов.

4. Общая характеристика методов нейропсихологического исследования, используемых в школе А.Р.Лурия и в других нейропсихологических школах. Идеографический и номотетический подходы в современной нейропсихологии.

5. Современные нейровизуализационные технологии (фМРТ, фМРТ, ПЭТ) и нейропсихологическая диагностика.

6. Особенности нейропсихологических синдромов в зависимости от характера патологического процесса и индивидуальных различий пациентов.

 

Литература

Основная

1. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. 3-е издание, М.: Академический проект, 2000, с.70-83.

2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. 2-е изд. М.: «Академия», 2002, с.80-87.

3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003, с. 362-379, 439-472 (приложения 1 – 5).

4. Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской.  М.: РПО, 1999. Раздел II, с. 90-99.

 

Дополнительная

1. Ахутина Т.В., Меликян З.А Нейропсихологическое тестирование: обзор современных тенденций. К 110-летию со дня рождения А. Р. Лурия // Клиническая и специальная психология№2. 2012. [Электронный ресурс] URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2012/n2/52599.shtml

2. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. СПб.: Речь, 2005, 400с.

3. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. СПб.: Стройлеспечать, 1997, 304с.

4. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика и обучение. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр "Академия", 2003, с.455-488.

5. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. М.: Смысл, 2012, 264с.

6. Корсакова Н.К., Ковязина М.С. Новый взгляд на старую проблему: категория «синдром» в психологии // Национальный психологический журнал. 2015, №2 (18), с. 66-76.

7. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Издание второе, дополненное. М., Педагогическое общество России, 2001,с.17-40.

8. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М.: «Академия»,2003,с.3-15.

9. Методы нейропсихологической диагностики. Хрестоматия / Под ред. Е.Ю.Балашовой, М.С.Ковязиной. М.:Издательство Московского психолого-социального института, 2009, 528 с.

10. Микадзе Ю. В. Некоторые методологические вопросы качественного и количественного анализа в нейропсихологической диагностике. Вестник Моск. ун-та Сер.14, Психология, 2012, № 2, с.96-103.

11. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста..- СПб.:Питер, 2008, с.13-97.

12. Микадзе Ю.В., Скворцов А.А. Понятие «фактор" в работах А.Р.Лурия // Вестник Моск. ун-та Сер.14, Психология, 2007, № 2, с.104-108.Комментарии рецензентов, с. 109-113.

13. Плужников И.В. Синдромный подход в изучении нейрокогнитивного дефицита при психической патологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2012, № 2, с. 75-82

14. Е.Д. Хомская, Н.Н. Привалова, Е.В. Ениколопова, И.В.Ефимова и др. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. М.:Изд-воМоск. ун-та, 1995, 78 с.

15. Lezak M.D., Howieson D.B., Bigler E.D., Tranel D. Neuropsychological Assesment. – 5th ed. New York: Oxford University Press, 2012. 1161 pp.

 

Тема 4. Основные принципы строения мозга. Три структурно-функциональных блока мозга.

1. Вертикальная и горизонтальная структурная организация мозга.

2. Концепция А.Р.Лурии о трех основных структурно-функциональных блоках мозга.

3.  Энергетический блок или блок регуляции уровня активности мозга. Неспецифическая система мозга. Физиологические аспекты работы энергетического блока (регуляция процессов активации, обеспечение тонуса, селективного протекания психических процессов).

4.  Блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации. Специфические анализаторные системы. Общие принципы строения зрительного, слухового и кожно-кинестетического анализаторов. Первичные, вторичные и третичные поля, их функции.

5. Блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности. Строение лобных долей мозга (конвекситальная, базальная и медиальная кора). Роль лобных долей в регуляции состояний активности, произвольных движений и действий и поведения в целом. Участие всех трех блоков мозга в обеспечении высших психических функций.

 

Литература

Основная

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. 2-е изд. М.: «Академия», 2002, с. 11-66; 88-128

2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. 3-е издание, М.: Академический проект, 2000, с.37-70.

3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003, с.52-75.

4. Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской.М.: РПО,1999, с.73-82.

Дополнительная

5. Андреева Н.Г. Структурно-функциональная организация нервной системы. СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2003, 262 с.

6. Буклина С.Б. Нарушения высших психических функций при поражении глубинных и стволовых структур мозга М.: «МЕДпресс-информ», 2016, 311с.

7. Блинков С.М. Общее анатомическое введение в нейропсихологию // Естественнонаучные основы психологии. М.: Педагогика, 1978, с.24-54

8. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985, 119 с.

9. Нервная система человека. Строение и нарушения. Атлас / Под ред. В.М.Астапова, Ю.В. Микадзе. М.:Пер Сэ,2003, 72 с.

10. Смирнов В.М., Мучник Л.С., Шандурина А.Н. Строение и функции глубоких структур головного мозга // Естественнонаучные основы психологии. М.: Педагогика, 1978, с. 96-103.

11. Хомская Е.Д. Мозг и активация. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972, с.16-63.

12. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы (под ред. Л.К.Хлудовой). М.: РПО, 1998, 360 с.

Тема 5. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие.

1. Проблема асимметрии в биологии. Анатомические и физиологические доказательства межполушарной асимметрии мозга. Клинические наблюдения о неравнозначности левого и правого полушарий мозга для осуществления высших психических функций.

2. Концепция доминантности левого полушария у правшей. Концепция функциональной специфичности больших полушарий головного мозга.

3. Изучение межполушарной асимметрии на модели “расщепленного мозга”. Межполушарное взаимодействие.

4. Нейропсихологический подход к изучению межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Асимметрия блоков мозга.

Литература

Основная

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. 2-е изд. М.: «Академия», 2002, с.225-230

2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. 3-е издание, М.: Академический проект, 2000, с.84-88.

3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003, с.76-97.

4. Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской.   М.: РПО,1999, Раздел III, с.110 – 155.

Дополнительная

1. Бианки В.Л., Филиппова Е.Б. Эволюция функциональной асимметрии мозга // Физиология поведения. Нейробиологические закономерности. Л.: Наука, 1987, с. 304-352.

  1. Бизюк А.П. Основы нейропсихологии. СПб.: Речь, 2005, с.246-265.

3. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988, 239с.

4. Гешвинд Н. Специализация человеческого мозга // Мозг. М.: Мир, 1982, с.219-239.

  1. Голдберг Э. Управляющий мозг.: Лидерство и цивилизация.-М.: Смысл,2003, с. 67-83.

6. Ковязина М.С. Нейропсихологический анализ патологии мозолистого тела. М.:Генезис,2012. 176 с.

7. Котик Б.С. Межполушарное взаимодействие у человека. Ростов-на-Дону, 1992, 176 с.

8. Межполушарное взаимодействие. Хрестоматия. Под ред. М.С. Ковязиной, А.В.Семенович. М.: Генезис, 2009, 400 с.

9. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. М.: Наука, 1986, 206 с.

  1. Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. М.: «Научный мир», 2009, 836 с.
  2. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Роспедагенство,1997, 281 с.; М.: Издательский центр «Академия», 2011, 160 с.

12. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991, 96 с.

13. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978, 95 с.

14. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1983, 256 с.

  1.   Под ред. Е.Д.Хомской, Т.В. Ахутиной. М.:РПО, 1998, с. 82-137.

    Тема 6. Нарушения зрительных и зрительно-пространственных функций. Зрительные и зрительно-пространственные агнозии.

    1. Основные принципы строения зрительного анализатора. Сенсорные нарушения работы зрительной системы при поражении периферического, подкоркового звеньев зрительной системы. Расстройства зрительной функции при поражении первичной зрительной коры.

    2. Нарушения зрительного гнозиса при поражении вторичных полей. Виды зрительных агнозий (предметная, симультанная, лицевая, буквенная, цветовая).

    3. Нарушения зрительно-пространственного гнозиса (односторонняя пространственная агнозия, агнозия глубины, нарушения топографической ориентировки и т.д.). Апрактоагнозия.

    4. Особенности нарушения зрительного и зрительно-пространственного гнозиса при поражении затылочно-теменных отделов левого и правого полушарий.

    5. Нарушения зрительного и зрительно-пространственного восприятия при поражении лобных долей мозга. Псевдоагнозия.

    Литература

    Основная

    1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. 2-е изд. М.: «Академия», 2002, с.132-148, 232-245.

    2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. 3-е издание, М.: Академический проект, 2000, с.122-142, 144-149.

    3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003с. 143-163.

    4. Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: РПО,1999. Раздел IV,с.162-167, 169 -197.

     

    Дополнительная

    5. Деглин В.А., Ивашина Г.Г., Николаенко Н.Н. Роль доминантного и недоминантного полушарий мозга в изображении пространства // Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. М.: Наука, 1986 (Хрестоматия по нейропсихологии.М., 1999, с.174-179).

    6. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. и др. Односторонняя пространственная агнозия. М.:Книга, 1996, 109 с.

    7. Кок Е.П. Зрительные агнозии. Л.: Наука, 1967, с.38-157

    8. Корчажинская В.И., Попова Л.Т. Мозг и пространственное восприятие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977, 88с.

    9. Меерсон Я.А. Высшие зрительные функции. Л.: Наука, 1986, 163 с.

    10. Методы нейропсихологической диагностики. Хрестоматия / Под ред. Е.Ю.Балашовой, М.С.Ковязиной. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2009, 528 с.

    11. Нервная система человека. Строение и нарушения: Атлас / Под ред. В.М.Астапова, Ю.В.Микадзе. М.:ПерСэ, 2011. 72с.

    12. Полонская Н.Н. Жизнь на осколках видимого мира. Нейропсихологическая диагностика зрительной агнозии.М.: Когито-Центр, 2014, 88 с.

    13. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991, с.50-67.

    14. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. М.,1997, 50 с.

    15. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985, с.82-121.

    16. Тонконогий И.М. Введение в клиническую нейропсихологию. Л.: Медицина, 1973, с.33-70.

    17. Тонконогий И.М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология.- СПб.: Питер, 2007, с. 35-118.

    18. Ченцов Н.Ю., Симерницкая Э.Г., Обухова Л.Ф. Нейропсихологический анализ нарушений пространственных представлений у детей. //Вестник МГУ. Психология. 1980, No. 3, 63–71.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: