Мастер-класс.
Тема. Организация образовательной деятельности дошкольников по речевому развитию в соответствии с современными требованиями.
Цель проведения мастер-класса. Распространение педагогического опыта по ознакомлению педагогов с новыми формами, методами и приемами работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Этапы проведения мастер-класса:
1.Вступление (актуальность)
2. Теоретическая часть (лекционный материал).
3. Практическая часть (игровые задания и упражнения для педагогов, отработка новых форм, методов и приемов развития речи дошкольников).
1. Вступление (актуальность).
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящее время представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью развития связной речи у дошкольников.
|
|
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. В «Концепции дошкольного воспитания», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) определены целевые ориентиры, которые говорят о необходимости развития у дошкольников таких интегративных качеств, как: воображение, фантазия, творчество, коммуникативные способности (умением вести диалог, отвечать на вопросы, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, потребность ребенка активно действовать в мире) и др.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Одним из показателей развития умственных способностей ребенка принято считать богатство его речи. Поэтому, выстраивание работы в условиях перестройки образования требует от педагогов новых подходов, форм и методов работы, использования инновационных технологий и вариативных форм, методов и приемов развития речи детей дошкольного возраста.
В результате занятий с применением современных образовательных технологий, у ребенка-дошкольника снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.
Актуальными для обогащения действующих и создания новых методик и технологий всестороннего развития ребенка в свете современных требований представляются направления, связанные с адаптированием к специфике детского возраста теории решения изобретательных задач (ТРИЗ), компьютерной среды, эвристического обучения, моделирования, сюжетного обучения, различных видов терапий.
|
|
Представленные направления определяют педагогу сопровождающую позицию, т.е. предполагают возможность выбора детьми собственного пути решения образовательных и воспитательных задач и продвижения по нему в соответствии со своими особенностями, ведут к сохранению уникальности, разноуровневости и разноплановости дошкольников в сфере знания.
2. Теоретическая часть.
Целевые ориентиры речевого развития детей:
Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства и желания. Может построить речевое высказывание в ситуации общения. Может выделять звуки в словах, у него складываются предпосылки грамотности. Способен договариваться, учитывая интересы других. Проявляет любознательность, задаѐт вопросы, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей. Знаком с произведениями детской литературы.
Технологии развития речи.
Традиционные (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание и т.д.)
Инновационные - формирующие творческие способности, развивающие нестандартное видения мира, новое мышление.
Инновационные технологии:
Синквейн.
Игровые.
Техника друдлы.
Различные виды терапий(сказкотерапия, кляксотерапия и др.)
Составление рассказов-фантазий(технология ТРИЗ)
Технология синквейна.
Синквейн— пятистрочная стихотворная форма.
Синквейн применяется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности
- гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК
- способствует обогащению и актуализации словаря
- является диагностическим инструментом
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
- используется для закрепления изученной темы
- является игровым приемом
При творческом использовании синквейна он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
Правила составления синквейна:
1 строчка - одно существительное;
• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.
Пример синквейна:
Кто? Кукла
Какая? Красивая, Любимая
Что делает? Стоит, сидит, Улыбается
Предложение. Моя кукла самая красивая
Ассоциация. Игрушка
Техника друдлы:
Друдлы – это задачи – головоломки, в которых нужно домыслить. Друдлы в переводе с английского означают «каракули». Друдлы – это загадка- головоломка. Рисунок, на основании которого невозможно точно сказать, что это такое. Задача сводится к тому, чтобы увидеть в кляксе самые разные предметы. Единственно правильного ответа нет. И не обязательно ответ должен быть реалистичным. Ему достаточно быть забавным, интересным и немного похожим не на то, что изображено на рисунке.
Цель:
— развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;
— развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;
— развитие речи, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую.
|
|
Стоит отметить, что друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии.
Как играть с ребенком в друдлы:
Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги что – то свое. То, что он сам захочет.
Вы отдельно на другом белом листе черным карандашом рисуете линии, кляксы. Словом, все, что приходит вам в голову.
Предложите ребенку поменяться рисунками. На рисунке ребенка подрисуйте линии своим черным карандашом. И так чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями рисунка ребенка.
Теперь снова предложите ребенку поменяться рисунками.
Вы берете в руки уже свой раскрашенный рисунок и отдаете рисунок ребенка ему снова.
Обратите внимание на свой рисунок видно, что в ваших фигурах и линиях ребенок увидел что-то свое и начал раскрашивать. Если вы спросите название своего рисунка, он без проблем вам его озвучит.
Посмотрите внимательно на рисунок ребенка и спросите, как называется его рисунок. И вы увидите, что ваши линии и фигуры, которые вы ему подрисовали удачно «вписались» в его творение. Они просто не могут быть не тронутыми. Задайте ребенку вопросы: «Что за линии?», «А что нарисовано?», «Чтобы ты еще нарисовал?»
Нетрадиционные речевые игры:
В своей работе стараюсь найти интересные, нетрадиционные приёмы развития устной речи детей, так как не все дети хотят и умеют высказывать свои мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку.
Нужны такие приёмы, которые внешне отвлекали бы ребёнка от задачи – «развивай свою речь» — и одновременно служили бы этой цели. Детям ближе всего игра, поэтому на я часто использую речевые игры.
«Шкатулка сказок»
В шкатулке лежат цветные кружки. Воспитатель открывает крышку, а дети говорят: «Раз, два, три! Ну-ка, сказка, выходи!»
Дети по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Кружки крепим на доску, но ним затем легко восстановить сказку.
|
|
Достали красный – это костёр, жёлтый – это цыплёнок. Сказку можно начинать: «Во дворе горел костёр. Увидел его цыплёнок и побежал к костру».
Достали чёрный кружок – это туча. «Испугалась туча, что цыплёнок обожжёт перья. Полила она костёр дождём, он и погас».
Дети достают ещё кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями. Один кружок каждый раз может стать чем угодно. Например, зелёный кружок – он то огурец, то росток, то листик, то пуговица, то горошина.
«Бывает – не бывает»
Дети придумывают разные предложения:
«Выпал снег. Поезд отправляется в 12 часов. Волк залез на дерево».
Хором утверждаем: бывает это или не бывает.
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
Дети делятся на две команды. Показывается предмет. Одна группа детей ищет у него достоинства (чем он хорош), а другая – недостатки.
Такое соревнование (кто больше придумает) очень увлекает детей. Одни говорят: «Стакан красивый, на нём яркая наклейка – это хорошо. Он прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости – это хорошо». А другие утверждают: «Стакан хрупкий, его легко разбить – это плохо. У него нет ручки, и горячий чай трудно держать – это плохо».
И так мы говорим об иголке, журнале, деревянной ложке и т.д.
«Сочиняй-ка»
Придумай 10 новых применений лопнувшему воздушному шарику, пустому стержню, обёртке шоколадки, пустой консервной банке и т.д.
«Перевёртыши»
Любую фразу можно сказать по-другому. Попробуйте и вы сказать по-другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл, различные фразы: «Воробей влетел в окно», «Муха села на варенье», «Пошёл сильный дождь» и др.
Так фразу «Муха села на варенье» дети переиначили в следующую: «Жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре».
«Собери поезд»
На доске прикреплены картинки. На них изображены различные предметы: ложка, пылесос, ваза, тарелка, поливочная машина и т.д.
Картинки – это «вагоны», их нужно поставить друг за другом так, чтобы между стоящими «вагонами» можно было установить какую-либо связь.
Группа детей «собирает» поезд: за ложкой ставит тарелку, т.к. это посуда, за тарелкой – вазу, т.к. обе сделаны из фарфора.
Далее поедет поливочная машина, т.к. и в вазу, и в поливочную машину наливают воду. За поливочной машиной – пылесос, потому что они машины и служат для уборки пыли, грязи.
Картинки на доске переместились – поезд готов! Выбирается «машинист», он проверяет, как «скреплены вагоны» — повторяет связи между предметами.
Сказкотерапия.
Задачи сказкотерапии:
Развитие слухового и зрительного внимания
Развитие наблюдательности и зрительной памяти
Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить
причинно-следственные связи)
Развитие фантазии и творческого воображения
Снятие эмоционального и физического напряжения
Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную
Развитие умения взаимодействовать с окружающими, совершенствование коммуникативных навыков.
Используются следующие виды работы над сказкой:
«Салат из сказок»\ смешивание разных сказок\
«Что будет, если…?»\ сюжет задаёт воспитатель\
«Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад\
«Использование моделей»\ картинки-геометрические фигуры
«Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.\
«Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных\
«Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т.д.\
Кляксотерапия.
Воспитатель размешивает краски, капает на лист бумаги, дает пятну растечься. В получившейся фигуре каждый ребенок увидит что-то свое, о чем непременно поведает всему коллективу детей и воспитателю.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы ребенок максимально образно рассказал о том, что он видит.
Составление рассказов-фантазий.
Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; развитию речи и творческого воображения.
Цели обучения составлению рассказов-фантазий: учить преобразовывать содержание картины с помощью типовых прием фантазирования; учить составлять рассказы фантастического содержания.
Для обучения составлению рассказов по картине используется игровой прием "Пришел в гости волшебник".
1. Волшебник «Увеличения-Уменьшения» (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).
2. Волшебник «Деления-Объединения» (выбранный объект дробится на части и перепутывается).
3. Волшебник «Оживления-Окаменения» (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).
4. Волшебник «Могу Все- Могу Только» (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).
5. Волшебник «Наоборот» (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное)
6. Волшебник «Времени» (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени).
Практическая часть.
Педагогам предлагается составить рассказ в динамике на тему «Как я провел лето», сочинить 2 синквейна, «оживить» предметы на картинках и составить логическую цепочку, «вжиться» в образ буквы и рассказать о себе, составить шуточный рассказ по серии сюжетных картинок.