Познавательные процессы

Лекция № 9

Тема. Этносы и народности с позиции психологии

 

1. Особенности психомоторного развития, психических процессов и личности различных этносов.

2. Воспитание в контексте культуры.

3. Особенности этнического самосознания и предпочтения.

4. Некоторые характеристики национального характера в контексте культурных различий.

 

Наиболее существенным фактором, обусловливающим групповые различия, является этнически-культурный фактор. В этом факторе неразрывно связаны два компонента: генетически-расовый и социальный, при доминирующим влиянии второго. На современном этапе развития человечества главным фактором социокультурной среды является ее второй элемент – культура. Понятие «культура» включает в себя систему знаний, обычаев, традиций, предпочитаемые ценностные ориентации, морально-этические нормы, убеждения и предрассудки. Важнейшим (непременным) признаком Культуры является признание идентификационной группой (неважно малой или большой) наиболее важных ее элементов, с последующей их передачей от поколения к поколению. Отсюда один важный для психологии вывод – каждый субъект имеет весь набор психических свойств и качеств, но разные Культуры способствуют развитию одних и тормозят развитие других индивидуальных черт.

Социокультурная детерминация психических особенностей народностей и этносов

Процесс социокультурной детерминации психических различий у отдельных народностей является очевидной, но трудно доказуемой в научном плане истиной. В течение многих столетий человеческой истории расовые и национальные предрассудки разделяли людей на «наших» и «не наших», «правоверных» и «варваров», христиан и мусульман и т.д. Чужаки всегда наделялись негативными чертами, их место определялось где-то между дикарями и животными. Даже К.Линней выделил два вида людей – Homo Sapiens и Homo Monstrous (монстры). К последним он отнес больших и неуклюжих патогонцев, китайцев с коническими головами, маленьких робких горцев и т.д. При всей очевидной наивности эта классификация американцев, европейцев, азиатов и африканцев была первой попыткой научного подхода к дифференциации человечества на расы.

Первые классические исследования расовых и этнических особенностей в области психологии были предприняты Брониславом Малиновским [1927]. Проверяя гипотезу З.Фрейда о роли Эдипова комплекса в формировании характера жителей Папуа Новой Гвинеи, он показал следующее: в культурах, где дядя (как ближайший родственник) играет важную роль, у мальчиков не возникает конфликта с отцом, как предсказывал З.Фрейд. Кроме того, было установлено, что в юношеские годы самоанцы гораздо выдержаннее в сравнении с американцами [Мид,1928].

Вопрос о различиях между людьми, детерминированных особенностями культурной среды изучается по трем основным направлениям: психомоторного развития, психических процессов и особенностей формирования личности.

Раннее психомоторное (физическое) развитие

 

Сравнительный анализ психомоторного развития младенцев различных стран показал следующее.

Черные младенцы, вне зависимости от места рождения, развиваются быстрее уже в утробный период. После рождения они опережают своих белых сверстников в развитии моторных навыков, начинают раньше ходить и отличаются более тяжелыми костями, длинными ногами и более развитой мышечной системой (спортсмены-чернокожие).

Младенцы из азиатских стран оказываются более медлительными по ряду основных моторных показателей. Эти различия могут быть детерминированы как биологическими, так и этническими факторами, обусловливающими активность азиатских младенцев.

Сравнительный анализ поведения младенцев из четырех этнических групп – кавказской, китайской, индейцев и японцев показал следующее: кавказские младенцы более активны и возбуждены, трудно поддаются успокоению; индейцы и китайские младенцы более спокойны, в то время как японские младенцы реагируют более энергично, но легче успокаиваются, чем их кавказские сверстники.

Тот же анализ в отношении четырехмесячных младенцев из Китая, Ирландии и Евро-Американской группы показал, что китайские младенцы менее активны, менее возбуждены и крикливы в сравнении с двумя другими группами. Белые младенцы из Америки наиболее сильно реагируют на новые стимулы – звуки, свет и запахи.

Из всех этих исследований нельзя сделать однозначных выводов. Различия в реакциях младенцев из разных частей света не могут объясняться только их жизненным опытом или влиянием родителей, т.е. социокультурной средой. Вероятнее всего, в основе различий поведения младенцев лежит схожесть темпераментальных характеристик матери и ребенка, т.е. генетика.

Отсюда вывод – различия в поведенческих реакциях младенцев детерминированы их наследственностью, а последующее влияние среды усугубляет эти различия.

Познавательные процессы

Большинство современных психологов ставит под сомнение межкультурные различия в базовых психических процессах – восприятии, памяти, внимании и мышлении. Не было установлено какой-либо зависимости успешности обучения от показателей перцептивных тестов.

Не обнаружено этих различий и по параметрам высших психических функций. Изучение интеллекта у представителей разных рас показало, что различия между сравниваемыми группами меньше, чем различия в интеллекте у представителей одной и той же расовой группы. Эта закономерность подтверждается и на биологическом уровне. Сами обследуемые объясняют эти различия наследственностью. Так трактуют свои математические способности американские школьники. В отличии от них, китайские и японские школьники, имеющие более высокие показатели математических способностей, делают акцент на «упорном изучении» предмета. Ряд исследователей, также считают различия в математических способностях между азиатскими и американскими детьми не результатом генотипических влияний, а различиями в культурном аспекте: важности академических достижений и качества преподавания математики в школе [Murray, 1995].

Примерно к тем же выводам пришли исследователи при изучении интеллекта по показателю IQ у представителей черной и белой расы. Первоначально, в1969г. Артур Дженсон, базируясь на обстоятельном анализе семейных, близнецовых и других психогенетических исследованиях, сделал вывод о 80% наследуемости интеллектуальных способностей и 15% преимуществе белых над черными. Однако, в дальнейшем было показано, что измеряемый тестами уровень индивидуального интеллекта опосредован как генетически, так и социально. Речь можно вести лишь о значимости этих двух факторов в развитии интеллекта для той или иной этнической группы. Причем в связи с их социоэкономическими статусом. Важно также подчеркнуть, что показатель IQ невозможно полностью абстрагировать от влияния средовых факторов.

Культурные традиции сильно влияют на формирование личностных ориентаций ребенка. Эта закономерность хорошо просматривается на примере таких полярных социумов как Восток и Запад. На Востоке жизнь семьи связана с агрокультурой. Школьное образование не является доминирующим фактором формирования личности ребенка. В этих культурах, в частности, в странах Западной Африки и Полинезии, дети в 6-7 лет получают статус «разумных» и ответственных: им поручают заботу о младших, обучают навыкам сельхозработы и взрослой жизни. В результате такого воспитания у ребенка формируется четкое представление о собственном социальном статусе в семье и обществе.

 В целом, формирование национального характера, начинается с тонких различий в культурном общении матери и младенца. Белые матери ориентированны на самостоятельное решение их детьми своих проблем. При стимуляции своих младенцев американки и француженки больше уделяют внимание взаимодействиям ребенка с объектом, чем с собой. Это приводит к ранней социализации детей и положительно сказывается на их интеллекте. Причем больше у мальчиков, в сравнении с девочками.

  В России младенци получают больше физических контактов с матерью (объятия, поцелуи, покачивания и т.п.) и меньше свободы движений и инициативы в сравнении с младенцами-американцами. Вся любовь и забота российской (славянской, украинской) матери направлена на воспитание послушания и самодисциплины. В советской школе также воспитывалась компетентность в предметной активности и чувство товарищества. В результате советские дети были мотивированны к проявлению «хорошего поведения». В основе этого поведения лежит сильное стремление к обучению и служению обществу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: