Овладение методикой проведения эксперимента

 

В отличие от наблюдения эксперимент предполагает изучение психических особенностей в специально созданных условиях. Констатирующий эксперимент выявляет наличный уровень изучаемого психологического явления. А один из видов констатирующего эксперимента, естественный, проводится в обычной для ребенка обстановке, где организуется знакомая ему деятельность: игра, рассматривание картинок, рисование и т.п. Организация эксперимента требует соблюдения ряда условий:

1. Эксперимент, как и все методы исследования, Нуждается в предварительной постановке цели и выборе объекта, например изучение самооценки у старших дошкольников в изобразительной деятельности.

2. Необходимо тщательно разработать методику проведения эксперимента, подготовить материал для исследования, например карточки с изображением предметов для запоминания, сказку для пересказа. Материал нужно изготавливать в точном соответствии с рекомендациями, содержащимися в методике.

3. Следует предварительно подготовить условия, в которых будет проводиться исследование. Эксперимент всегда проходит индивидуально в отдельном помещении, если методикой не предусмотрено групповое его проведение. Помещение должно быть хорошо знакомо ребенку и не содержать предметов, которые могут его отвлечь. Так, нельзя проводить эксперимент в методическом кабинета, комнате сказок, спортивном зале. Для этой цели больше подойдет спальная или раздевальная комната.

4. Необходимо заранее составить и выучить наизусть инструкцию и описание процедуры проведения эксперимента. Причем нужно помнить о том, что инструкция должна быть понятна детям.

5. Перед тем как проводить эксперимент, необходимо выбрать испытуемого и установить с ним дружеские, доверительные отношения. Исследователь должен расположить ребенка к себе, чему способствуют непринужденный, спокойный разговор, улыбка, ободряющие жесты. Нельзя подчеркивать необычность, ис­ключительность ситуации, занимать позицию проверяющего. Недопустимо мотивировать предполагаемую деятельность следующим образом (если подобная мотивация не предусмотрена процедурой исследования): «Я хочу проверить, можешь ли ты хорошо запоминать», или «Я проверю, умеешь ли ты хорошо рассказывать, как другие дети», или «Я посмотрю, можно ли тебя брать в школу». Целесообразно придать процедуре эксперимента характер обычного доброжелательного общения, предложив ребенку, например: «У меня есть новые картинки, и я хочу их тебе показать», «Я хочу с тобой поиграть», «Давай посмотрим новую книжку» и т.п. Пусть ребенок освоится в помещении, привыкнет к ситуации. Причем материалы методики нельзя использовать для установления контакта. Нередко дети отказываются выполнять предложенную им деятельность. Не следует насильно заставлять их. Возможно, что доверительные отношения еще не возникли или ребенок увлечен какой-то другой деятельностью. В этом случае исследование необходимо отложить и встретиться с ребенком еще раз.

6. На успехи и неудачи ребенка во время проведения эксперимента необходимо реагировать сдержанно и ровно, если иное не предусмотрено методикой исследования. Так, не следует заострять внимание ребенка на ошибках. Хвалить нужно сдержанно и не за результат, а за старание. Это связано с тем, что оценка взрослого может повлиять на отношение к заданию, а сле­довательно, и на его результат. Лучше, если ребенок не имеет представления о допущенных им ошибках.

7. Темп проведения исследования должен соответствовать индивидуально-психологическим особенностям ребенка. Не следует торопить медлительных детей. Необходимо вовремя заметить усталость малыша, признаки скуки. В этом случае целесообразно прервать эксперимент и возобновить его в другой раз.

8. Эксперимент, проводимый с ребенком, не должен быть очень длительным. Как правило, он ограничивается 15-20 мин, если другое время не предусмотрено методикой исследования. Причем чем младше ребенок, тем короче должно быть исследование При выборе времени проведения эксперимента нужно учитывать индивидуально-психологические особенности детей и режим детского сада. Если дошкольник утомлен, возбужден или ослаблен после соматического заболевания, следует отложить эксперимент. Нельзя проводить исследование перед приемом пищи, после или во время прогулки, физкультурных или музыкальных занятий. Для эксперимента больше подойдет вторая половина дня или первая, до утренней гимнастики.

9. Сажать ребенка необходимо рядом с собой, а не через стол. Комната, где проводится эксперимент. Должна быть хорошо освещена. Нужно исключить всякие посторонние раздражители: резкие звуки, запахи, новые предметы. Так, не следует сажать ребенка лицом и окну, чтобы он не отвлекался.

10. Эксперимент всегда предполагает стандартную процедуру, поэтому нельзя вносить в него какие-либо изменения, например, менять инструкцию. Необходимо добиваться того, чтобы ребенок понял и принял инструкцию. Она может повторяться 2-3 раза без изменений, но пояснять ее нельзя, если это не предусмотрено методикой исследования. Всем детям задания нужно предъявлять строго единообразно, с одинаковой интонацией, силой голоса, не акцентируя какие-либо слова, кроме специально оговоренных случаев.

11. Эксперимент обычно проводят экспериментатор и протоколист. Важно, чтобы последний находился вне поля зрения испытуемого, но сам мог его хорошо видеть и слышать. В протоколе он фиксирует поведение, речь и эмоциональные реакции ребенка в соответствии с предусмотренными методикой исследования критериями. Особо подчеркнем, что речь малыша записывают с сохранением всех ее особенностей, без исправления грам­матических и других ошибок.

Заметим, что протокол эксперимента тоже представляет собой «фотографическую» запись психологических фактов и хода исследования. Причем фиксируются действия и речь экспериментатора, в частности его основные и дополнительные вопросы, повторение инструкции и пр. Кроме того, в протокол заносят высказывания ребенка в прямой речи, даже не касающиеся процедуры проведения эксперимента, а также дословно отказ ребенка выполнить задание.

Приведем в качестве примера протокол эксперимента*, направленного на изучение устойчивости внимания дошкольника в изобразительной деятельности.

Экспериментатор. Нарисуй, что хочешь.

Испытуемый Коля В. (5 лет 7 мес.) берет лист бумаги, синий карандаш и начинает рисовать дерево. Экспериментатор ставит рядом на стул игрушечного котенка.

Коля (поднимает голову, откладывает карандаш, берет игрушку, говорит ласково, завороженно). Ом, какая Киска мякенькая, пушистая. (Обращаясь к экспериментатору.) У меня дома такая же. (Ставит киску обратно на стол, берет синий карандаш и продолжает рисовать дерево. Поясняет.) У меня зимний лес. Деревья без листьев. Я его больше люблю.

Экспериментатор достает корабль и начинает его перемещать по столу перед ребенком.

Коля (поднимает голову). Ой, а что вы делаете? У меня такой же. А если опустить в песок, то застрянет. (Продолжает рисовать деревья. Обращается к экспериментатору.) Ну что, получается?

Экспериментатор кивает головой. Коля продолжает рисовать дерево. Входит воспитатель из другой группы, останавливается около ребенка. Коля продолжает рисовать.

Воспитатель. Что вы рисуете?

Коля (Не реагирует, продолжает рисовать дерево). Наверху самая маленькая веточка. Вдалеке дорога. (Поднимает голову, смотрит на игрушечного котенка.) Киска. Хорошенькая такая. Язычок у нес пластмассовый. Какие глазки! (Опускает голову, берет желтый карандаш, начинает рисовать грибы.) А тут у меня грибы. (Откладывает карандаш, берет корабль, играет с ним 2 мин 45 с. Смотрит на экспериментатора, ставит корабль на стол, берет коричневый карандаш, раскрашивает дорогу.) Это дорога. Ой, как надоело рисовать! (Возмущенно.) Все рисуй и рисуй! (Обращаясь к экспериментатору.) Как надоело! (Откладывает карандаш, берет корабль и играет с ним. Обращаясь к экспериментатору.) Я притворялся, что рисовал.

Функции протоколиста, таким образом, состоят в том, чтобы полно и точно зафиксировать психологические факты, функции экспериментатора — в том, чтобы провести исследование.

Эксперимент имеет ряд достоинств, делающих его наряду с наблюдением одним из ведущих методов детской психологии:

• эксперимент позволяет выявить закономерности и механизмы изучаемого психологического факта, что становится возможным благодаря варьированию условий его проведения;

• исследователь не выжидает, когда у испытуемого возникнет психическое явление, которое он изучает. Он сам вызывает его путем создания условий;

• эксперимент можно повторить, т.е. еще раз вызвать изучаемое психическое явление, а значит, проверить и уточнить первоначально' полученные данные;

• эксперимент позволяет быстро собрать большой фактический материал;

• эксперимент — более объективный метод, чем наблюдение, поскольку в его методике содержатся четкие критерии фиксации и обработки данных;

• значительно облегчен способ фиксации данных, поскольку изучаемое явление отделено от ряда жизненных обстоятельств;

• по сравнению с наблюдением анализ протокола эксперимента значительно проще, ведь он строится в соответствии с заданной методикой последовательности. Анализ фактов может быть выражен в числовых показателях, подвергнут количественной обработке.

К недостаткам эксперимента относятся следующие:

• при проведении может исчезать естественность в психических проявлениях ребенка;

• не создается целостное представление о психике ребенка;

• эксперимент требует более длительной и тщательной подготовки, чем наблюдение. Достоверность полученных данных зависит от умения экспериментатора поставить цель, выбрать материал, точно использовать инструкцию, следить за временем и последовательностью выполнения задания, за особенностями реакции испытуемого, а также от умения войти с ним в контакт, от знаний способов статистической обработки полученных фактов и т.п.

 

Домашнее задание

1. Подобрать и апробировать метод наблюдения за дошкольниками (используя видео трудовой или игровой деятельности). Провести запись в виде протокола.

2. Подобрать и апробировать метод эксперимента с дошкольниками (найти видео игры экспериментального характера и скачать).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: