Девиз позитивизма: порядок и прогресс

Предшествующие замечания позволяют теперь определить, каким образом все характерные черты, отличающие эту спо­собность к преобразованию, самопроизвольно реформируются в основном, одновременно философском и политическом, девизе (порядок и прогресс), создание и провозглашение которого я всегда буду считать своей заслугой.

Прежде всего, один только позитивизм может прочно построить каждое из этих двух важных понятий, рассматрИ-

'Впоследствии Конт взял обратно это предложение. См. Systeme de Politic!116 positive, том IV, глава V. (Примечание редактора.)


а6мых в одно и то же время как научные и социальные. Эта йсКЛЮчительная способность очевидна по отношению к про­грессу, ясного и полного определения которого ни одна другая доктрина не может дать. Но, хотя касательно порядка она менее заметна, все же, как видно из разъяснений, данных в цервой части настоящего рассуждения, она и здесь не менее реальна, не менее глубока.

Всякая предыдущая философия по необходимости должна была считать порядок недвижным; а эта идея совершенно неприменима к современной политике. Позитивная же фило­софия, способная избегать понятия абсолюта, не вводя, однако, понятия произвола, может, таким образом, дать единственное понятие порядка, соответствующее нашей прогрессивной цивилизации. Она строит это понятие на непоколебимом основании, сообщая ему объективный характер, согласно всеобщему догмату о непреложности естественных законов, не допускающему в этом отношении никакого субъективного уклонения. Для новой философии искусственный порядок, как социальных, так и всех других явлений, необходимо покоится на естественном порядке, обусловленном всюду совокупностью реальных законов.

,f. Глава XX     .,.•       ,..;,•} "  | «''



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: