1. Понятие этики и морали как нормативно-ценностной системы.
2. Понятие экологической этики.
3. Этапы возникновения экологической этики.
4. Основные парадигмы экологической этики – антропоцентризм и не-антропоцентризм.
5. Основные принципы экологической этики
6. Проблема моральных ценностей в экологической этике Идея равных прав человека и природы.
Понятие этики и морали как нормативно-ценностной системы.
Слово «этика» в узком и философском смысле обозначает теорию морали, философское учение о морали. В широком и менее строгом смысле этика – это более или менее систематизированные моральные взгляды и принципы. В обыденной речи слово «этика» нередко употребляется как синоним морали и нравственности.
Этика, или мораль, – это взгляды, ценности и принципы, касающиеся отношений между людьми как личностями, независимо от их положения (экономического, социального, интеллектуального и т.д.). Относиться к человеку как личности – значит, признавать его достоинство, уважать его права, заботиться о его благе. Такова сфера морали, в которой идеалом является справедливость и гармония в человеческих отношениях. При этом моральные отношения требуют от человека действий, совершенных на основе свободного, сознательного и разумного выбора.
Как сфера хорошего и плохого, правильного и неправильного этика, или мораль представляет сферу оценок и правил, касающихся поступков человека, т.е. таких действий, которые осуществлены на основе определенных принципов и имеют значимые последствия для других людей. Моральные оценки и правила касаются действий человека с точки зрения их целей или мотивов, а также результатов, к которым они привели. В целом мораль можно определить как сферу норм и ценностей, направляющих поведение человека на благо других людей. Принимая во внимание, что люди живут в социальной и природной среде, нужно уточнить: это нормы и ценности, направляющие поведение человека на благо окружающего его мира – общества и природы.
Сфера морали образуется отношениями человека к себе, к другим людям и к высшему. В соответствии с этим можно сказать, что моральными являются ценности и нормы, которые задаются названными императивами и которыми, соответственно, опосредствованы эти отношения.
Она ориентирует человека на духовно возвышенное единение с самим собой, другими людьми и высшим началом и на действия во благо других людей. Именно такие действия считаются хорошими и правильными с этической точки зрения. Моральные нормы и ценности обращены к человеку и требуют, чтобы его действия были не только добродетельны и справедливы, но и совершались им намеренно, бескорыстно и самоотверженно, в результате свободного решения, исходя из заботы о благе других людей и соблюдая справедливость.
Своеобразие морального требования как разновидности социальной нормы заключается в том, что по сравнению с нормой обычая или юридической нормой – законом оно:
а) жестко не зафиксировано, документально не оформлено и даже включенное в кодекс оставляет личности большую степень свободы, поскольку предполагаемые моралью санкции носят идеальный характер (выражение уважения и неуважения вплоть до крайних форм неуважения);
б) является чаще всего всеобщим, т.е. адресовано каждому разумному человеку, независимо от социального положения и места проживания;
в) обосновывается указанием на идеал совершенства (а не традицию, существующий порядок или волю законодателя).
На уровне индивидуального выбора принятие требования осознается человеком как внутренний долг, исполнение которого контролируется совестью, а нарушение которого чревато утратой самоуважения и чувства собственного достоинства. Эта особенность переживания долга указывает на ответственность не столько перед социальным авторитетом, сколько перед самим собой – как придерживающимся определенных моральных принципов.
Ценностное содержание морали в наиболее общем плане обнаруживается в представлениях об идеале, правильном и неправильном, добре и зле. С этой точки зрения мораль предстает со стороны того, к чему человек должен стремиться и что ради этого должен совершать, к каким результатам приводят его поступки.
Предметом этики является человек в его обязанностях по отношению к себе, другим людям, обществу, в его поступках и оценках, а также ценности и нормы, определяющие его обязанности, поступки и поведение. Таковым было традиционное представление об этике – так она развивалась от античности до Нового времени включительно. В центре ее внимания был человек, его отношения с другими людьми и обществом, его нравственное совершенство.