Основными методами сбора информации в социологии являются опрос, анализ документов, наблюдение, эксперимент.
В социологии применяются четыре разновидности опроса:
- анкетирование – письменный заочный опрос;
- интервью – устная беседа, очный опрос;
- социометрический опрос – измерение степени дружественности отношений в малой группе;
- экспертный опрос – оценка ситуаций знающими людьми.
Главными среди них являются анкетирования и интервьюирование. И для того, и для другого нужна анкета – размноженный печатный документ, содержащий в среднем от 10 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. В большинстве случает (75-80 %) опрос проводится заочно, поэтому нужно внимательно отнестись к формулировке и компонованию вопросов анкете.
Вопрос анкеты должен быть понятен респонденту. Он должен касаться его мнения, пожеланий, ожиданий, планов, быть связан с его личностью, с окружающей действительностью. Данные о личности опрашиваемого фиксируются отдельно, в т.н. паспортичке, которая помещается либо в конце, либо в начале анкеты. Анкета анонимна, фиксируются только пол, возраст, род занятий опрашиваемого.
Вопросы анкеты могут быть открытыми (когда, задав его, мы оставляем свободное место для мнения респондента), и закрытыми (когда мы предоставляем полный набор вариантов ответов. Закрытые вопросы бывают альтернативные (один ответ) и неальтернативные (боле одного ответа). Открытые вопросы более сложны для обработки, они требуют от респондентов знания о предмете исследования, поэтому исследователи предпочитают использовать закрытые альтернативные вопросы. Тем не менее, исследователи считают, что ответы на открытые вопросы более индивидуализированы.
Композиционно анкета должна выглядеть так:
· Вступление (краткое обращение к респонденту, в котором излагаются цели опроса, объясняется техника заполнения анкеты).
· Вопросы наиболее простые и нейтральные оп смыслу, дающие возможность расположить респондента к сотрудничеству.
· Сложные вопросы, требующие размышления.
· Паспортичка, в которой фиксируются данные о респонденте.
Обратите внимание на графическое оформление анкеты (шрифт, место для ответов), а также на такие детали как:
· не забыты ли такие варианты ответов «не знаю», «затрудняюсь ответить» и т.п., которые дают респонденту уклониться от ответа;
· не следует ли добавить к закрытым вопросам позицию «другие ответы», «другие варианты»;
· нет ли логического несоответствия между формулировкой вопроса и вариантами ответа;
· не превышает ли вопрос компетентности опрашиваемого;
· не задевает ли вопрос самолюбия респондента, его достоинства, представлений о должном.
Приложение 2.