Шаг 5. Характеристика методов и приемов сбора первичной информации

Основными методами сбора информации в социологии являются опрос, анализ документов, наблюдение, эксперимент.

В социологии применяются четыре разновидности опроса:

- анкетирование – письменный заочный опрос;

- интервью – устная беседа, очный опрос;

- социометрический опрос – измерение степени дружественности отношений в малой группе;

- экспертный опрос – оценка ситуаций знающими людьми.

Главными среди них являются анкетирования и интервьюирование. И для того, и для другого нужна анкета – размноженный печатный документ, содержащий в среднем от 10 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. В большинстве случает (75-80 %) опрос проводится заочно, поэтому нужно внимательно отнестись к формулировке и компонованию вопросов анкете.

Вопрос анкеты должен быть понятен респонденту. Он должен касаться его мнения, пожеланий, ожиданий, планов, быть связан с его личностью, с окружающей действительностью. Данные о личности опрашиваемого фиксируются отдельно, в т.н. паспортичке, которая помещается либо в конце, либо в начале анкеты. Анкета анонимна, фиксируются только пол, возраст, род занятий опрашиваемого.

Вопросы анкеты могут быть открытыми (когда, задав его, мы оставляем свободное место для мнения респондента), и закрытыми (когда мы предоставляем полный набор вариантов ответов. Закрытые вопросы бывают альтернативные (один ответ) и неальтернативные (боле одного ответа). Открытые вопросы более сложны для обработки, они требуют от респондентов знания о предмете исследования, поэтому исследователи предпочитают использовать закрытые альтернативные вопросы. Тем не менее, исследователи считают, что ответы на открытые вопросы более индивидуализированы.

Композиционно анкета должна выглядеть так:

· Вступление (краткое обращение к респонденту, в котором излагаются цели опроса, объясняется техника заполнения анкеты).

· Вопросы наиболее простые и нейтральные оп смыслу, дающие возможность расположить респондента к сотрудничеству.

· Сложные вопросы, требующие размышления.

· Паспортичка, в которой фиксируются данные о респонденте.

Обратите внимание на графическое оформление анкеты (шрифт, место для ответов), а также на такие детали как:

· не забыты ли такие варианты ответов «не знаю», «затрудняюсь ответить» и т.п., которые дают респонденту уклониться от ответа;

· не следует ли добавить к закрытым вопросам позицию «другие ответы», «другие варианты»;

· нет ли логического несоответствия между формулировкой вопроса и вариантами ответа;

· не превышает ли вопрос компетентности опрашиваемого;

· не задевает ли вопрос самолюбия респондента, его достоинства, представлений о должном.

Приложение 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: