По характеру управления и объему его функций управление различают общее и отраслевое (межотраслевое) государственное управление земельными ресурсами.
Общее государственное управление имеет территориальный характер, т.е. охватывает определенные территории (чаще всего— территории в пределах границ административно-территориальных образований) без каких-либо изъятий или перерывов. Например: в пределах границ сельского населенного пункта; в пределах административных границ района и т.д.
Отраслевое (межотраслевое) управление имеет отраслевой характер, т.е. распространяется на земли только отдельных отраслей или групп отраслей народного хозяйства (земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, транспорта и т.д.).
Общее и отраслевое (межотраслевое) управление взаимосвязаны как общностью задач (обеспечение рационального использования и охраны земель), содержанием функций управления (распорядительные, контрольные, правоохранительные и др. функции), так и методом регулирования отношений (как правило, он имеет императивный, властный характер). В то же время они отличаются по объему правомочий соответствующих органов
|
|
управления и их соподчиненностью и по охвату управляемых территорий.
Федеральная служба земельного кадастра и ее органы на местах — основные исполнители конкретной работы по управлению земельным фондом. Они работают в тесном взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
В связи с включением земли в перечень объектов недвижимого имущества и введением ее в гражданский оборот, а также в связи с отнесением к компетенции судов таких функций, как разрешение земельных споров и привлечение к ответственности за нарушение земельного законодательства, правомерно говорить об участии судебных органов в процессе управления земельным фондом.
В связи с приданием органам местного самоуправления статуса самостоятельной формы управления (ст. 3 Конституции РФ) и определением объекта этого управления, каковыми являются вопросы местного значения, правомерно говорить и о разграничении управления земельным фондом на государственное и муниципальное управление.
Основные функции государственного управления
Под функциями государственного управления земельным фондом понимаются основные направления деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по обеспечению рационального использования и охраны земель. К ним относятся:
1) планирование рационального использования и охраны земельных ресурсов;
|
|
2) распределение и перераспределение земель между юридическими и физическими лицами;
3) реализация Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю»;
4) организация и осуществление землеустройства и земельного кадастра, а также мониторинга земель;
5) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;
6) участие в разрешении земельных споров между земельными собственниками, землевладельцами и землепользователями;
7) охрана права собственности на землю, права землевладения и права землепользования.
Указанные выше функции осуществляются государственными органами власти, органами местного самоуправления, специальными органами, а также судами в пределах установленной для них компетенции.
Планирование использования и охраны земель осуществляется путем разработки и реализации плановых мероприятий и документов, как то:
национальные или общегосударственные программы и генеральные схемы рационального использования и охраны земель;
региональные, областные, краевые, а также районные схемы и проекты
использования земель, и их охраны.
Упомянутые прогнозные, предпроектные и проектные документы разрабатываются соответствующими специалистами в увязке с действующими экономическими соответствующими административными органами и становятся обязательными для исполнения.