Преподавание истории в школах Китая
Средняя школа в современной КНР состоит из двух ступеней - неполная и старшая. По окончании начальной школы и достижении учащимися возраста 12-13 лет они начинают обучение в неполной средней школе (средней школе первой ступени). Обучение длится 3-4 года. Основными учебными дисциплинами в средней школе первой ступени являются родной язык, математика, иностранный язык, информатика, физика, химия, история, мораль и этика, политическая грамота, география. Девятый класс — это заключительный этап обязательного школьного образования в КНР.
В 2011 г. Министерство образования КНР опубликовало «Образовательные стандарты по учебному предмету "История" (издание 2011 г.)», которые стали программным документом при разработке содержания обязательной учебной дисциплины «История» в 7-9-х классах средней школы первой ступени. Задача стандартов - стимулировать качественно-ориентированное развитие обучающихся. Стандарты имеют рамочную структуру. В стандартах раскрыты базовые понятия, концептуальные подходы к построению стандартов, общие цели образования и цели в сфере овладения знаниями на каждом этапе обучения. Содержание изучаемой дисциплины раскрывается по основным темам.
|
|
Данные стандарты разработаны по заказу государства как конкретные описания образовательных результатов, которые должны быть достигнуты учащимися по завершении определенной ступени обучения. В отличие от учебных программ прошлого, которые были сфокусированы на содержании обучения, стандарты нацелены на описание базовых критериев (требований), которым должны отвечать учащиеся. Данные стандарты служат педагогическим основанием для обучения и оценивания учеников. На их основе решаются вопросы управления образовательным процессом, оценки выполнения учебного плана, а также подготовки учебных и экзаменационных материалов.
Идеология стандартизированного обучения истории учеников 7-9-х классов неполных средних школ КНР
Историческое образование играет важную роль в формировании личностных гуманистических качеств учащихся. Учебный предмет (учебная дисциплина) «История» в школах КНР на этапе получения обязательного школьного образования (7-9-е классы) построен на основе исторического материализма. Этот учебный предмет формирует у школьников национальную идентичность, в основе которой идея патриотизма. Учебный предмет «История» передает учащимся выдающиеся традиции мировой цивилизации, позволяет школьникам познавать и понимать историю развития общества, лучше понимать современный Китай и весь современный мир. Все эти основополагающие цели учебного предмета «История», реализованные в образовательных стандартах (стандартах учебных планов), обобщены ниже в следующих четырех аспектах. Раскроем их содержание.
|
|
1. В полной мере реализовывать концепцию обучения, учитывающую интересы учеников; полностью раскрывать образовательные функции учебного предмета «История»; способствовать формированию и повышению исторической образованности учащихся, формированию умений школьников изучать процесс развития человечества, этапы его истории, ставить перед собой, всесторонне и объективно решать вопросы истории КНР в контексте всемирной истории.
2. Основываясь на популяризации общих исторических знаний, обеспечить овладение учениками базовыми знаниями в области китайской и зарубежной истории, элементарными методами изучения истории. Способствовать формированию у школьников умений и навыков познания исторического опыта, стимулировать всестороннее развитие
3. Способствовать формированию умений школьников высказывать достоверные оценочные суждения, объективно оценивать исторические события.
4. Поощрять самостоятельное обучение и обучение в команде (группе), способствовать освоению педагогами эффективных новаторских способов обучения и моделей оценивания, обеспечить условия для интеллектуального и нравственного развития школьников.
Особенности учебных программ по истории для учащихся 7-9-х классов в средних школах первой ступени КНР
Курс истории является базовой дисциплиной среди всех гуманитарных и социальных наук, он имеет принципиальное значение для всестороннего развития учащихся, становления личности школьников на протяжении всей последующей жизни. Учебный предмет «История» на этапе получения обязательного всеобщего образования в 7-9-х классах занимает важное место в содержании и структуре общего образования в школах КНР. Содержание учебного предмета «История» построено на основе следующих методологических принципов:
1. Идейность. Основанное на материалистическом взгляде на историю объяснение развития и изменения хода исторических событий позволяет ученикам осознать ценность и превосходство культурных традиций китайской нации,укрепляет чувство патриотизма,способствует формированию социалистических убеждений, расширяет кругозор и постепенно формирует «правильное» мировоззрение и отношение к жизни, которое соответствует базовым ценностям китайского общества и государства.
2. Фундаментальность. Учебный предмет «История», учитывая психологические особенности учащихся и уровень восприятия ими учебной информации, основывается на принципе популяризации базовых исторических знаний.
3. Гуманность. Учебный предмет «История» формирует интеллект учащихся с помощью изучения истории мировой культуры и выдающихся достижений культуры человечества. Он помогает школьникам объективно познавать историю, правильно понимать отношения, существующие между человеком и обществом, а также человеком и природой, повышает гуманные качества учеников, постепенно формирует правильную ценностную ориентацию и позитивное отношение к жизни, отвечает требованиям социального развития.
4. Комплексность. Придавая внимание релевантности развития различных областей человеческой истории, делая акцент на взаимосвязи между историей и реальностью, позволяет учащимся постепенно научиться комплексно использовать знания и методы обучения для всестороннего познания истории и общества.