? Вопросы для подготовки на семинарское занятие:
1. Строение анализатора.
2. Понятие абсолютных и относительных порогов ощущения.
3. Закон Вебера-Фехнера.
4. Факторы, влияющие на изменчивость анализатора.
5. Адаптация, сенсибилизация. Взаимодействие рецепторов: контраст, синестезия.
Рекомендуемая литература:
1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов- М.,1998. - С.80-90.
2. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие. - 3-е изд. - Минск: Амал-фея, 2008. – гл.1.
3. Немов Р. С. Общая психология. В 3 т. Т. II. Познавательные процессы и психические состояния: учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — Гл.1.4.
4. Общая психология. Т 2. Ощущение и восприятие /А.Н. Гусев. М., 2007.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-М.,2005. С. 180-184, с.218-222. 2007, гл.7.
Дополнительные вопросы для аудиторной работы на семинарском занятии:
1. Выпишите из словаря определения следующих понятий:
Анализатор -
Порог ощущения –
Адаптация –
Сенсибилизация –
|
|
Синестезия –
Контраст –
2. * Изобразите схемы анализаторов.
Дополните схему изображением личностных и средовых факторов, которые влияют на качество их работы?
3. В микрогруппах разработайте программу психофизиологического исследования ощущений: Ощущения цвета при разной степени освещения комнаты. / Слуховые ощущения от народной, классической и популярной музыки. / Тактильные ощущения при прикосновении разных людей. / Тактильные ощущения от одежды из натуральных и синтетических тканей. Представьте на обсуждение итог работы.
· Тема
· Актуальность изучения проблемы.
· Степень проработанности вопроса.
· Научная и практическая значимость исследования.
· Методологические основания исследования.
· Объект исследования
· Предмет исследования
· Цель
· Задачи исследования
· Характеристика выборки и генеральной совокупности
· Методы исследования
4. * Создайте совместный рисунок под музыку. Результаты обсудите в группе: как происходил процесс рисования, какие ощущения возникали в процессе рисования?
5.! Для описания общих закономерностей ощущений используются следующие понятия: синестезия, сенсибилизация, адаптация, порог чувствительности, последовательный образ и т.д. О каких закономерностях идет речь в приведенных примерах? Отметьте стрелками правильный ответ в таблице.
Пример | Общие закономерности ощущений |
Глаз художника различает значительно меньшие изменения величины предмета, чем доступно нехудожникам. | адаптация |
Встречаются случаи, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. Способностью цветного слуха обладали, например, Н.А. Римский – Корсаков, А.Н. Скрябин и др. | последовательный образ |
Попадая из полутемной комнаты в ярко освещенное пространство, мы бываем сначала ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Только через некоторое время становится возможным нормально видеть. | синестезия |
Зрительные, температурные, вкусовые, болевые ощущения не сразу исчезают после того, как перестает действовать раздражитель, а продолжаются некоторое время. | сенсибилизация |
По отношению к каждому органу чувств существует минимальная величина раздражителя, которая в данных условиях способна вызвать едва заметное ощущение. | Порог чувствительности |
5.! Напишите, какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
|
|
а) длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться;
б) после погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30 °С, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки;
в) после слабого (близкого к пороговому) раздражения глаза одним цветом чувствительность глаза к другому, дополнительному, цвету оказывалась в течение долгого времени повышенной;
г) под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам;
д) под воздействием предшествующего раздражения глаза красным светом чувствительность зрения в темноте возрастает;
е) под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности;
ж) из обыденной жизни и экспериментов следует, что место слышимого звука для нас обычно смещается по направлению к объекту, который мы видим и который способен издавать звук (например, при восприятии озвученных кинокартин).
6.! На основании исследований установлено, что температура помещений, стены которых окрашены в «холодные» тона (синий, зеленый, серый), воспринимаются человеком на 3–5о ниже, чем она есть на самом деле. Какая закономерность ощущений установлена в этих исследованиях?
Раздел 2. ВОСПРИЯТИЕ.
Цель занятий – научить выделять основные характеристики восприятия и виды, анализировать иллюзии восприятия.