? Вопросы для подготовки на семинарское занятие:
1. Доклад по теме «Внимание в классической экспериментальной психологии сознания. Сравнительный анализ взглядов В.Вундта., Э.Б.Титченера и У.Джемса.».
2. Проблема внимания в гештальтпсихологии (К.Коффка, Э.Рубин, В.Келлер и П.Адамс).
3. Моторные теория внимания Т.Рибо и Н.Н.Ланге, общие положения и различия.
4. Внимание и установка человека. Концепция Д.Узнадзе.
Рекомендуемая литература:
1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. -М.,1995.
2. Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. Т. II. Познавательные процессы и психические состояния: учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — Гл.3.2.
3. Рибо Т.А. Психология внимания. – Либроком, 2011.-98 с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - С.-Пб.,2005.- с.419-422. 2007, гл.12.
5. Общая психология. Т 4. Внимание / М.В. Феликман. М., 2010.
Дополнительные вопросы для аудиторной работы на семинарском занятии:
1. Приведите примеры ситуаций применения данных подходов к проблеме внимания в истории психологии и обоснуйте свою точку зрения на их возможность применения в современных психологических исследованиях.
|
|
2. Составьте сравнительную таблицу теоретических подходов к проблеме внимания.
Таблица - Сравнительный анализ теоретических подходов к проблеме внимания
Название подхода | Истори-ческий период | Авторы | Основные идеи | Применение подхода |
3.! Соотнесите авторов концепций и их основные постулаты, дополнив недостающие.
Д.Е. Бродбент | - внимание – результат эмоций |
Н.Н. Ланге | - внимание тесно связано с физическим и физиологическим состоянием организма |
Т. Рибо | - внимание – элемент ориентировочно-исследовательской деятельности |
Д.Н. Узнадзе | - |
П.Я. Гальперин | - внимание связано с установкой, выражающей состояние внимания |
4. В микрогруппах разработайте программу психологического исследования внимания в современных социо-культурных условиях. Представьте на обсуждение итог работы.
· Тема
· Актуальность изучения проблемы.
· Степень проработанности вопроса.
· Научная и практическая значимость исследования.
· Методологические основания исследования.
· Объект исследования
· Предмет исследования
· Цель
· Задачи исследования
· Характеристика выборки и генеральной совокупности
· Методы исследования
Раздел 4. ПАМЯТЬ.
Цель занятий – дать знания по сущности, видам, процессам памяти, познакомить с приемами управления запоминанием.
Семинар 10.
Тема: Общее понятие о памяти: физиологическая основа памяти.
? Вопросы для подготовки на семинарское занятие:
1. Общественно-историческая природа памяти. Значение памяти в жизни человека.
|
|
2. Характеристика основных процессов памяти.
3. Классификация видов памяти по различным основаниям.
4. Доклад по теме «Физиологические механизмы памяти».
Рекомендуемая литература:
1. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие. - 3-е изд. - Минск: Амал-фея, 2008. – гл.5.
2. Немов Р. С. Общая психология. В 3 т. Т. II. Познавательные процессы и психические состояния: учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — Гл.4.1, 4.2, 4.4.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - С.-Пб.,2005.- с.257-259, 290-291. 2007, гл.8.
4. Общая психология. Т 3. Память / В.В. Нуркова, М., 2008.
Дополнительные вопросы для аудиторной работы на семинарском занятии:
1. Какое значение имеет память в жизни человека?
2. Дайте определение понятия «память».
Память -
3. Почему ученые говорят о памяти как сквозном психическом познавательном процессе?
4.! Определите, какой процесс памяти проявляется в описанных действиях?
1. Известный мнемонист Ш. Отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана сложная математическая формула, представляющая ряд математических символов без связи между ними. Ш. Внимательно смотрит на таблицу с формулой, несколько раз поднимает её к глазам, опускает и идет с закрытыми глазами, затем возвращает таблицу, делает паузу, внутренне «просматривая» запоминаемое.
2. Иногда на оживленной улице можно наблюдать такую сцену: один прохожий, внимательно взглянув на другого, радостно бросается ему навстречу.
-Вы?! Это вы?!
-Простите, мне кажется, что я вас не знаю. А где мы с вами встречались?
-А помните, в таком-то году, в таком-то городе?
-А! Так вы…
3. Студент воспроизводит 70% материала по психологии, выученного неделю назад. Через месяц он воспроизводит лишь 45% этого материала.
4. На экзамене по математике студент долго не мог воспроизвести необходимую формулу. Стоило преподавателю показать ему только часть формулы, как он безошибочно определил: «Это формула бинома Ньютона».
5. Что вызывает забывание?
6. Нарисуйте схему Виды памяти.
7. * Изобразите структуры головного мозга, ответственные за память.
Семинар 11.
Тема: Индивидуальные особенности и развитие памяти.
? Вопросы для подготовки на семинарское занятие:
1. Филогенетическое развитие памяти (П.П. Блонский).
2. Развитие памяти в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.
3. Индивидуальные особенности памяти, их количественные и качественные характеристики.
4. Пути улучшения памяти. Мнемотехнические приемы.
5. Способы управления памятью.
6. Нарушения памяти при различных заболеваниях.
7. Доклад по теме «Случаи выдающейся памяти».
Рекомендуемая литература:
1. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие. - 3-е изд. - Минск: Амал-фея, 2008. – гл.5.
2. Немов Р. С. Общая психология. В 3 т. Т. II. Познавательные процессы и психические состояния: учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — Гл.4.3,4.5-4.7.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - С.-Пб.,2005.- с.292-294. 2007, гл.8.
4. Общая психология. Т 3. Память / В.В. Нуркова, М., 2008.
Дополнительные вопросы для аудиторной работы на семинарском занятии:
1. Заполните таблицу о подходах к проблеме развития памяти
Таблица – Подходы к проблеме развития памяти
Автор | Основные идеи | Условия развития | Детерминанты | Этапы развития |
2. Приведите примеры индивидуальных различий памяти из своего жизненного опыта.
3. В микрогруппах обоснуйте приемы управления памятью, используя теоретическую и практическую подготовку на данном занятии.
4. В микрогруппах разработайте рекомендации для лучшего запоминания/забывания, самостоятельно выбрав целевую группу и ситуацию воздействия. Затем совместно обсудите результаты.
|
|
Семинар 12.
Тема: Теории памяти.
? Вопросы для подготовки на семинарское занятие:
1. Проблемы памяти в ассоцианистской психологии, гештальтпсихологии, бихевиоризме.
2. Память и мотивация в работах З.Фрейда.
3. Учение об общественной природе памяти (П.Жане, Ф.Бартлетт, Л.С.Выготский).
4. Изучение памяти в общепсихологической теории деятельности.
5. Доклад по теме «Исследование памяти в когнитивной психологии».
Рекомендуемая литература:
1. Немов Р.С. Общие основы психологии в 2 кн. Кн.1.- М.,1994.- С.197-206.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - С.-Пб., 2005.- С. 265-270.
3. Общая психология. Т 3. Память / В.В. Нуркова, М., 2008.
Для доклада
1. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. -М.,1982.-с.66-114.
2. Солсо Р. Когнитивная психология. -М.,1996.- с.141-175.
Дополнительные вопросы для аудиторной работы на семинарском занятии:
1. Приведите примеры ситуаций применения данных подходов к проблеме памяти в истории психологии и обосновывают свою точку зрения на их возможность применения в современных психологических исследованиях.
2. Составьте сравнительную таблицу теоретических подходов к проблеме памяти.
Таблица - Сравнительный анализ теоретических подходов к проблеме памяти
Название подхода | Исторический период | Авторы | Основные идеи | Применение подхода |
3.! Соотнесите авторов и концептуальные понятия (укажите стрелками).
ассоциативная теория памяти | А. Бине Д. Юм Л.С. Выготский |
смысловая теория памяти | К. Бюлер И.М. Сеченов |
4.! Соотнесите авторов концепций и их основные постулаты, дополнив недостающие.
И.П. Павлов | - предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом |
Д. Юм | - |
У. Джеймс | - ассоциация – временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей |
И.М. Сеченов | - при запоминании и воспроизведении материал выступает в виде случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе |
5. В микрогруппах разработайте программу психологического исследования памяти в современных социо-культурных условиях. Представьте на обсуждение итог работы.
|
|
· Тема
· Актуальность изучения проблемы.
· Степень проработанности вопроса.
· Научная и практическая значимость исследования.
· Методологические основания исследования.
· Объект исследования
· Предмет исследования
· Цель
· Задачи исследования
· Характеристика выборки и генеральной совокупности
· Методы исследования
Раздел 5. МЫШЛЕНИЕ.
Цель занятий – научить определять понятие «мышление», выделять его виды, операции и процессы, познакомить с понятием «речь», со значением речи в жизни человека, а также с видами речи.
Семинар 13.