Решить ситуационные задачи

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 «ПАТОФИЗИОЛОГИЯ, КЛИНИЧЕСКАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ»

Часть 1

Общая патологическая физиология

 

СТУДЕНТА…………………………………………………….

……… КУРСА……….ГРУППЫ

Направление подготовки (специальность) «Лечебное дело» 31.05.01

(уровеньспециалитета), квалификация (степень) «Врач - лечебник»      

 

г. Санкт-Петербург

2020-2021 гг.

УДК 616-091

 

Методическое руководство к практическим занятиям «Рабочая тетрадь: Патологическая физиология» подготовлено преподавателями кафедры патологии и судебной медицины ЧОУВО «СПбМСИ» доктором медицинских наук Мастеровой Е.И., кандидатом медицинских наук Арутюнян А.В., кандидатом медицинских наук Лемещенко.А.В.

 

Научный редактор – заведующая кафедрой патологии и судебной медицины ЧОУВО «СПбМСИ», доктор медицинских наук Бехтерева И.А.

 

Рецензент – профессор кафедры медико-биологических дисциплин ЧОУВО «СПбМСИ», доктор биологических наук Чернышева М.П.

 

Рассмотрено и рекомендовано к изданию Ученым советом ЧОУВО «СПбМСИ» протокол № 1 от 26.08.2020г.

 

ЗАНЯТИЕ №1

 ПО ТЕМЕ «ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПАТОФИЗИОЛОГИИ. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ.УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБЩЕЙ НОЗОЛОГИИ»


Цель занятия:
изучение современных представлений о предмете, задачах и методах патологической физиологии, ее структуре и основных понятиях.

 


Контрольные вопросы

1. Предмет и задачи патофизиологии, ее взаимосвязь с другими дисциплинами. Роль патофизиологии в медицинском образовании.

2. Методы патологической физиологии. Эксперимент, как основной метод патологической физиологии.

3. Краткие сведения из истории патофизиологии. Основные этапы ее развития.

4. Структура учебного курса патофизиологии. Общая патологическая физиология (общая нозология; типовые патологические процессы); частная патологическая физиология.

5. Понятия «здоровье» и «болезнь». Стадии болезни, их характеристика. Исходы болезни. Представление о болезни как о единстве патологических изменений и защитно-компенсаторных реакций. Принципы классификации болезней.

6. Понятия об этиологии, патогенезе и саногенезе. Роль причин и условий в развитии болезней и патологических процессов. Понятия о ведущем звене в патогенезе, «порочных кругах», об этиотропном и патогенетическом методах лечения заболеваний.

7. Понятия о патологической реакции, патологическом процессе, патологическом состоянии.

 

Задания

Выбрать все правильные ответы

 

1. Патологическая физиология изучает:

a) структурные особенности больного организма

b) функции основных систем здорового организма 

c) метаболические процессы в больном организме

d) общие закономерности возникновения, развития, течения и исходов болезней 

 

2. Нозология – это:

 a) учение о причинах возникновения болезни

b) учение об условиях возникновения болезни

c) общее учение о болезни  

d) учение о механизмах возникновения, развития и исходах болезни

e) учение о механизмах выздоровления

 

3. К типовым патологическим процессам относятся:

a) артериальная гипертензия

b) воспаление  

c) лихорадка 

 d) гипоксия   

e) пневмония

 

4. Патологическое состояние – это:

a) состояние, промежуточное между здоровьем и болезнью

b) новое качественное состояние организма

c) медленно развивающийся патологический процесс  

d) простейшая форма патологического процесса

e) понижение трудоспособности организма

 

5. Сочетание патологических и защитно-приспособительных реакций в поврежденных тканях – это:

a) патологическая реакция

b) патологическое состояние

c) патологический процесс  

d) болезнь

e) симптом

 

9. Примером болезни (нозологической единицы) является:

a) лихорадка

b) лейкоцитоз

c) хронический миелолейкоз

d) артериальная гиперемия

e) воспаление

 

10. Слепота после ожога глаз является примером:

a) патологического состояния 

 b) патологического процесса 

c) патологической реакции

 d) нозологической формы (болезни)

e) симптома болезни

 

11. Укажите примеры патологических состояний:

a) гипогликемия в связи с введением больших доз инсулина 

b) рубцовые изменения тканей  

 c) атрофия альвеолярных отростков челюсти в связи с удалением зубов   

d) спазм артериол сердца при тромбозе легочной артерии

e) приобретенный дефект клапанного аппарата сердца  

 

 

20. Продолжительность острого течения заболевания составляет:

a) до 14 дней 

 b) 15-40 дней

c) несколько месяцев

d) несколько лет

 

21. Скрытый период инфекционных болезней называют:

a) латентный период

b) инкубационный период  

c) предболезнь

d) продромальный период

e) период разгара

 

14. Причиной болезни является фактор:

a) способствующий возникновению болезни

b) вызывающий заболевание и придающий ему специфические черты  

c) определяющий неспецифичность болезни

d) влияющий на частоту возникновения болезни

e) влияющий на тяжесть и длительность болезни

 

15. Для возникновения болезни:

a) необходимо действие комплекса условий, в который не всегда входит причина

 b) обязательна наследственная предрасположенность

c) необходима совокупность действия причины и условий

 

17. Изучение патогенеза болезни позволяет ответить на вопрос:

a) что является причиной возникновения заболевания?

b) что способствует развитию болезни?

c) что препятствует развитию заболевания?

d) о механизмах развития заболевание? 

 

18. Начальным звеном патогенеза является:

a) вторичное повреждение

b) обострение заболевания

c) переход в хроническую форму

d) первичное повреждение   

e) формирование порочного круга  

 

Дать развернутые ответы

Здоровье – это

 

Болезнь – это

 

Патологическим процессом называется

 

 

Патологическое состояние – это

 

Патологическая реакция – это

 

 

Этиология – это

 

 

Патогенез - это

 

 

Принципы патогенетической терапии включают:

 

Решить ситуационные задачи

Задача 1

Больной К., 26 лет, обратился к врачу с жалобами на слабость,одышку, кашель с мокротой, субфебрильную температуру (37,3°С). В мокроте у больного обнаружены бациллы туберкулеза. Из анамнеза выяснилось, что туберкулезом больна также сестра К., живущая в другом городе. Установлено также, что больной выполнял тяжелую работу, сопряженную с охлаждением и нерегулярным питанием.

Каким образом можно классифицировать факторы, сыгравшие роль в этиологии развития туберкулеза у данного больного?

 

Задача 2

Пешеход (мужчина 30 лет) был сбит грузовой автомашиной при переходе через улицу.


Какие этиологические факторы могли сыграть роль в получении травмы? Что является главным этиологическим фактором, приведшим к развитию травмы?

 

Задача 3

 У наркотизированной собаки хирургическим путем была произведена экстирпация поджелудочной железы. Через 26 ч после операции у животного было отмечено развитие выраженной гипергликемии. Через несколько суток животное погибло.

Какой вид моделирования патологии был использован? Какова причина гибели животного?

 

 


Темы докладов

1. Болезнь и здоровье: две стороны приспособления.

2. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем.

3. Понятие о норме как о конкретном оптимуме функционального состояния организма и составляющих его функциональных систем.

4. Роль регуляторного элемента функциональных систем в механизмах возникновения, развития болезни и выздоровления.

ЗАНЯТИЕ №2

 ПО ТЕМА «ПАТОГЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ»

Цель занятия: изучение патогенного действия факторов внешней и внутренней среды.

 

 

Контрольные вопросы

1. Повреждающее действие механических факторов, шума и звука.

2. Действие на организм пониженного атмосферного давления. Горная болезнь.

3. Действие на организм повышенного атмосферного давления. Кессонная болезнь.

4. Болезнетворное действие низкой температуры. Гипотермия.

5. Болезнетворное действие тепловой энергии. Гипертермия. Ожоговая болезнь.

6. Патогенное действие электрического тока.

7. Действие ультрафиолетового излучения на организм.

8. Повреждающее действие излучения лазеров.

9. Патогенное действие ионизирующих излучений.

10. Болезнетворное влияние факторов космического полета

 

Задания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: