Методические рекомендации к самостоятельной работе

Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без предоставления студентам права выбора путей и способов обучения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности,  способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Достижение этой цели невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимули­рование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Сущность самостоятельной работы студентов как специфической педагогической конструкции определяется особенностями поставленных в ней учебно-познавательных задач. Следовательно, самостоятельная работа - это не просто самостоятельная деятельность учащихся по усвоению учебного материала, а особая система условий обучения, организуемых преподавателем.

 

Функции, задачи и виды самостоятельной работы студентов

Необходимость организации со студентами разнообразной самостоя­тельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоре­чие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:

Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобще­ние к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуаль­ных способностей студентов);

Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится мало результативной);

Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);

Воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);

Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).

В основе самостоятельной работы студентов лежат следующие принципы: развития творческой деятельности, целевого плани­рования, личностно-деятельностного подхода.

 

Задачи самостоятельной работы студентов:

· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

· углубление и расширение теоретических знаний;

· формирование умения использовать справочную литературу;

· развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организо­ванности;

· формирование самостоятельности мышления, способностей к са­моразвитию, самосовершенствованию и самореализации;

· развитие исследовательских умений.

В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по за­данию преподавателя, но без его непосредственного участия.

 

Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как:

· индивидуальные занятия (домашние занятия):

ü изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);

ü изучение рекомендуемых литературных источников;

ü  конспектирование источников;

ü выполнение практических заданий;

ü выполнение проблемных заданий;

ü выполнение ситуационных задач;

ü выполнение тостов;

ü работа со словарями и справочниками;

ü работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;

ü составление плана и тезисов ответа на семинарском занятии;

ü составление схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для систематизации учебного материала;

ü ответы на контрольные вопросы;

ü аннотирование, реферирование, рецензирование текста;

ü составление глоссария, кроссворда по конкрет­ной теме;

ü подготовка к зачету;

· групповая самостоятельная работа студентов:

ü подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (коллоквиум, дискуссия);

ü анализ проблемных и практических заданий и др.

· получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины;

 

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины. Распределение объема времени на внеауди­торную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содер­жание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный харак­тер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, инди­видуальные особенности студента.

Планирование и организация самостоятельной работы студента

 

Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их сис­тематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет студентам развивать умения и навыки в усвоении и систематизации приобретаемых знаний, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, получить навыки повы­шения профессионального уровня.

Задачи преподавателя по планированию и организации самостоятельной работы студента:

1. Составление плана самостоятельной работы студента по дисцип­лине.

2. Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы.

3. Обучение студентов методам самостоятельной работы

4. Организация консультаций по выполнению заданий (устный инст­руктаж).

5. Контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной ра­боты студента.

 

Студент должен знать:

· Какие разделы и темы дисциплины предназначены для самостоятельного изучения (полностью или частично);

· какие формы самостоятельной работы будут использованы в соответствии с рабочей программой;

· какая форма контроля и в какие сроки предусмотрена.

Рекомендуемые вопросы для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям

 

Тема № 1. Понятие и сущность права

1. Сущность (идея) права. Право как единство начал свободы, справедливости и формального равенства.

2. Принципы и аксиомы права.

3. Право в субъективном и объективном смыслах. Признаки права

 

Тема № 2. Правовое сознание, правовая культура и правовой нигилизм

1. Понятие и структура правового сознания.

2. Виды правосознания.

3. Правовая культура. Неправовая культура.

4. Правовой нигилизм: понятие, формы, причины и пути преодоления.

 

      Тема № 3. Нормы права в системе социальных норм

1. Понятие социального регулирования. Понятие и виды социальных норм.

2. Признаки и определение нормы права. Классификация норм права.

3. Структура нормы права. Классификация элементов правовых норм.

4. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах.

 

Тема № 4. Формы (источники) объективного права

Вопросы для обсуждения

1. Понятие источника и формы права.

2. Правовой обычай и правовая доктрина.

3. Судебный прецедент и нормативный договор.

5. Нормативный правовой акт: понятие и признаки и виды.

 

Тема № 5. Правовое отношение и реализация права

1. Признаки и определение правового отношения. Состав правоотношения.

2. Юридические факты: понятие и виды.

3. Понятие и способы (формы) реализации права.

4. Применение права: понятие и признаки, стадии, акты применения права.

5. Понятие, способы и виды толкования юридических текстов.

 

Тема № 6. Правонарушение и юридическая ответственность

1. Признаки, определение и виды правонарушений.

2. Состав правонарушения.

3. Понятие и признаки юридической ответственности. Иные меры правового принуждения.

4. Принципы юридической ответственности.

5. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.

 

Тема № 7. Понятие, сущность и функции государства

1. Понятие и признаки государства.

2. Признаки и определение функций государства. Виды функций государства.

3. Задачи государства: понятие и виды.

4. Социальное государство. Концепции правового государства.

 

Тема № 9. Форма (устройство) государства

1. Понятие формы (устройства) государства.

2. Форма правления: понятие и виды.

3. Форма территориального устройства: понятие и виды. Унитарное государство и федеративное государство.

4. Политический режим: понятие и виды.

 

Тема № 10. Государство и гражданское общество. Личность и государство

1. Понятие гражданского общества и его соотношение с государством.

2. Понятие прав и свобод личности.

3. Система прав и свобод человека и гражданина в современных государствах.

4. Гарантии прав и свобод личности.

 

Тема № 11. Система права

1. Понятие и элементы системы норм права.

2. Публичное и частное право.

3. Материальное и процессуальное право. Юридический процесс и юридическая процедура.

4. Международное и внутригосударственное право.

5. Правовые системы современности.

 

Тема 12. Основы публичного права.

1. Понятие конституционного права. Развитие, предмет, источники и система конституционного права.

2. Понятие, предмет, источники и система административного права.

3. Понятие, источники и система уголовного права.

 

Тема 13. Основы частного права.

1. Понятие, источники и система гражданского права.

2. Понятие, источники и система семейного права.

3. Понятие, источники и система трудового права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: